Секция 28. «Междисциплинарные инновационные технологии в судовой энергетике»

Мясников Юрий Николаевич – главный научный сотрудник ФГУП «Крыловский государственный научный центр», почётный судостроитель, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор.

Юрий Николаевич родился 27 марта 1936г. в де­ревне Лаптевщина Ленинград­ской области. После окончания седь­мого класса сельской школы поступил в Ленинградское арктическое морское училище, которое окончил с отличием в 1957 году, и продолжил образование в Ленинградском высшем инженерном морском училище им. адм. С.О.Макарова. Окон­чив его с отличием, получил назначение на работу в 1-й Институт военного кораблестро­ения, занимавший в те годы ведущее положение в судостроительной от­расли СССР.  Молодой корабельный инженер-механик не только быстро адаптировался в среде ведущих специ­алистов кораблестроения, но и нашел свое место в решении актуальной про­блемы обеспечения надежности слож­ных энергетических систем.

Ю. Н. Мясникову по праву принадлежит приоритет в становлении нового научного направления в корабельной энергетике – диагностическое обеспечение сложных энергомеханических систем, позволившего перейти от статистической концепции оценки надежности судового оборудования к фактическому определению его тех­нического состояния без разборки и демонтажа. В основу организации работ по проблеме диагностическо­го обеспечения судовых технических средств легли оригинальные исследо­вания возглавляемой им лаборатории Крыловского центра. Коллективом лаборатории разработаны теоретиче­ские основы системной фильтрации задач диагностики сложных энергети­ческих объектов. На этой базе созданы методология и инженерные методи­кипостроения алгоритмов и средств диагностирования энергетического оборудования, а также необходимые нормативные документы, в том числе «Руководство по проектному обеспечению решения задач диагностики технических средств кораблей и судов».

Эти разработки явились осно­вой развития теории проекгирования комплексных систем управления тех­ническими средствами корабля, по­лучили дальнейшее развитие в трудах его учеников и широко используются в других отраслях, в том числе в стаци­онарной энергетике. Последнему спо­собствовали незаурядные организатор­ские способности Юрия Николаевича, проявившиеся во время научного ру­ководства разработкой и реализацией крупных межотраслевых программ («Ресурс-1, II, III», «Диагноз-1, II»), вы­полнявшихся совместно с Академией наук в 70-80-е годы. Реализация этих программ позволила удвоить ресурс­ные характеристики корабельных тех­нических средств и создать практиче­ски значимую научно-методическую базу перевода флота на эксплуатацию по фактическому техническому состо­янию.

Признанный авторитет в области на­дежности и технической диагностики корабельной энергетики Ю.Н. Мясни­ков уделяет большое внимание подго­товке научных и инженерных кадров, являясь по совместительству профессором ГУМРФ им. адм. С.О. Ма­карова и Государственного морского технического университета. Среди его учеников 5 докто­ров и 15 кандидатов наук. Творческое влияние Ю. Н. Мясникова проявляется в разработках проектных организаций и в конструкторских решениях произ­водственных предприятий. Все это по­зволяет говорить о сложившейся и ав­торитетно зарекомендовавшей себя научной школе Ю. Н. Мясникова.

Заслуженный деятель науки РФ, действительный член Междуна­родной академии наук экологии и безопасности человека и природы Мясников Ю.Н. ведет большую на­учно-общественную работу, являясь членом президиума совета  Санкт-пе­тербургского Дома ученых Российской академии наук, председателем секции «Междисциплинарные инновационные технологии в судовой энергетике» РНТО судостроителей им. академика А.Н. Крылова.

Автор более 100 опубликованных научных работ, в том числе пяти монографий, десяти изобретений, пяти учебно-методических пособий в области совершенствования эксплуатационной компоненты жизненного цикла корабельных и судовых энергомеханических систем. Основные работы: «Надёжность и техническая диагностика судовых энергомеханических систем», монография – СПб.: Издание ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова, 2008 г. – 184 стр., тир. 220 экз.;  «Системный анализ и его применение при оценке надёжности судовой энергетической установки» – СПб.: Труды ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова, выпуск 45 (329), 2009 г.; «Информационные технологии в пропульсивном комплексе морского судна» монография – СПб.: Издание ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2013 г. – 364 стр. тир. 500 экз.; «Экология и развитие энергетики», монография – СПб.: Издание Международной Академии наук экологии и безопасности человека и природы, 2016 г. – 128 стр., тир. 500 экз.; «Диагностический модуль корабельной энергетической установки», статья – СПб: Журнал «Судостроение» № 1, 2016 г.; «Экологическая безопасность эксплуатации морского судна», монография – СПб.: Издание Международной Академии наук экологии и безопасности человека и природы, 2017 г. – 150 стр., тир. 500 экз.; «Анализ и совершенствование методов проектного расчёта надёжности судовых энергомеханических систем», статья – СПб: Журнал «Судостроение» № 6, 2019 г.

     Ю.Н. Мясников — ветеран труда, ветеран боевых действий, ветеран Крыловского госу­дарственного научного центраимеет государственные награды, а также является  Кавалером  медали Николая Рериха и золотого ордена Святого Праведного Иоанна Кронштадтского за заслуги в области экологии и духовное возрождение России.

Деятельность секции                                                                                                                 «Междисциплинарные инновационные технологии в судовой энергетике»

    Секция была образована в 2018 г. по решению Президиума Российского научно-технического общества судостроителей им. акад. А.Н.Крылова. Руководитель секции – почётный судостроитель, заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., профессор Юрий Николаевич Мясников.

    Принимая решение об организации секции Президиум исходил из постулата, что судостроение является отраслью собирательной, системообразующей и аккумулирующей достижения науки и техники во многих областях знаний. В этой связи трансфер технологий является ключевым фактором его развития. Формирование новой эффективной модели трансфера технологий на основе частно-государственного партнёрства научной и производственной сфер способствует созданию новых конкурентноспособных технологий. У Российской судостроительной промышленно-сти накоплен огромный опыт создания кораблей и судов всех типов и назначений. Однако сегодня Россия в значительной степени потеряла статус ведущей морской державы, существенно сократив строительство кораблей и судов и, как следствие, присутствие в Мировом океане.

    В современных условиях возможность масштабного выхода на мировой рынок связана с решением значимых проблем, которые определены «Стратегией развития судостроения до 2030 г. Генеральная цель стратегии – создание нового конкурентноспособного облика судостроительной промышленности в составе крупных научных и производственных интегрированных структур (образование – наука – производство) на основе совершенствования нормативно – правовой базы и применения наукоёмких технологий в кораблестроении и судостроении.

    Основная задача секции привлечение к реализации названных проблем творческой интеллигенции, но главное, как писал Витте « чтоб ум и знание молодых на пользу создания Российского флота обратить».

Разноплановость докладов и сообщений является отличительной особенностью работы секции и, как показал опыт заседаний, вызывает научный и прикладной интерес у специалистов, работающих в разной предметной области.

   Перспективный план работы секции на 2020 г. продолжает принятую концепцию тематики заседаний и предлагает активу секции и слушателям следующие основные доклады ведущих специалистов:

— Современное состояние и вектор развития отечественного кораблестроения;

— Мониторинг технического состояния винторулевых колонок;

— Водородная энергетика. Современное состояние и перспективы развития.

— Техническое наблюдение за судами в эксплуатации в условиях ужесточения требований Международной морской организации.

— Промышленный потенциал и долговременные климатические изменения в опрных зонах экономического развития Российской Арктики.

       Секция набирает обороты и рассчитывает на привлечение творческой молодёжи путём научной и моральной поддержки диссертационных работ, направленных на совершенствование характеристик отечественного флота.