Шляхтенко Александр Васильевич

Родился 26 апреля 1949 г. в г. Омске. После окончания средней школы с серебряной медалью поступил в Ленинградский кораблестроительный институт на кораблестроительный факультет (1966).

В 1972 г. окончил институт по специальности «судостроение и судоремонт», с присвоением квалификации «инженер-кораблестроитель».

Занятия в институте совмещал с занятиями спортом. Мастер спорта СССР по академической гребле.

В апреле 1972 г. после успешного окончания института по направлению Министерства судостроительной промышленности СССР А. В. Шляхтенко был принят на должность инженера в Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», с которым связал всю свою
трудовую деятельность. Здесь он прошел все ступени профессионального роста: от инженера до начальника — генерального конструктора ЦМКБ «Алмаз», сегодня — генерального директора АО «ЦМКБ «Алмаз» (с июля 1992 по настоящее время).

Инициативность, творческий подход к решению проблемных вопросов, трудолюбие и дисциплинированность, скромность и доброжелательность сделали его заметным сразу по приходе в ЦМКБ «Алмаз».

Принимая активное участие в разработке проектов «Дельфин», «Омар», «Сивуч-3», «Джейран», он активно участвовал в общественной жизни, являясь секретарем бюро ВЛКСМ «ЦМКБ «Алмаз».
В 1975 г. был признан лучшим молодым конструктором ЦМКБ «Алмаз» и получил звание «Лучший молодой конструктор».

Хорошие организаторские способности, глубокая теоретическая подготовка, ответственность за порученное дело, требовательность к подчиненным в сочетании с заботой о них стали основанием для его направления в Индию в качестве главного консультанта — руководителя коллектива специалистов по оказанию технического содействия в строительстве заказов 1241 РЭ по лицензии с мая 1987 г. по апрель 1990 г.

Возглавив предприятие в сложных условиях перехода российской экономики на рыночные принципы хозяйствования, А. В. Шляхтенко своими высокими организаторскими способностями, личным профессионализмом и деловыми качествами сумел обеспечить достижение высоких производственных результатов и уровень конструкторской работы, соответствующий самым высоким отечественным и международным стандартам в области судостроения.

Мобилизуя коллектив Бюро на своевременное и качественное выполнение оборонного госзаказа и текущих договорных работ, генеральный директор требует от всех руководителей подразделений постоянной работы по созданию перспективного задела для будущих проектов.

Как генеральный конструктор, он принимает активное творческое участие в процессе проектирования на всех его этапах — от обоснования концепции будущего корабля до выбора и оптимизации его основных подсистем — энергетической установки, движительного комплекса, вооружения, систем управления.

Примерами новых технических решений, осуществленных по его инициативе и при личном участии, служат:
— гидродинамическая схема и архитектура надстроек корвета пр. 20380 и его модификаций, обеспечивающие минимальную радиолокационную заметность и повышенную скрытность от противника (аналог технологии «Стелс»);
— разработка и внедрение на ряде проектов («Мираж», «Мангуст», «Соболь») системы автоматически управляемых интерцепторов, обеспечивающих при постоянной мощности прибавку скорости и улучшение мореходности кораблей;
— обоснование возможности использования вертолетов с кораблей относительно небольшого водоизмещения, что успешно реализовано на корвете пр. 20380 и существенно расширило его боевые возможности;
— реализация на тральщике пр. 02668 принципиально новой методики поиска мин впереди по курсу корабля и ряд др.

В 2001 г. А. В. Шляхтенко была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук, в 2007 г. — докторская диссертация. Имеет более 100 опубликованных работ. Из них: 26 научных статей и докладов на симпозиумах, 80 авторских свидетельств и патентов на изобретения и полезные модели, 2 учебных пособия, 11 работ (10 научных и одно учебное пособие) выполнены без соавторов.

Профессор Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.

Избран действительным членом (академиком) Санкт-Петербургской инженерной академии и действительным членом Российской инженерной академии.

Большой личный вклад А. В. Шляхтенко в развитие отечественного кораблестроения отмечен рядом высоких государственных наград. Награжден орденами: Почета (1999), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006), «За заслуги перед Отечеством» III степени (2014). Является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области создания новой техники (1997) и лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за разработку и создание новой техники (2011).

В составе творческого коллектива ЦМКБ «Алмаз» за вклад в области разработки экспортно-ориентированной продукции военного назначения А. В. Шляхтенко награжден национальной премией «Золотая идея» Комитета Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (2002).

Награжден медалями: «300 лет Российскому флоту» (1996), «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003).