Секция 14. «История судостроения»

Столяров Сергей Павлович.

Родился 29 января 1956 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский кораблестроительный институт (ЛКИ) по специальности “Судовые двигатели внутреннего сгорания” в 1979 году.

После завершения обучения поступил на работу в ЛКИ в качестве инженера научно-исследовательской части кафедры Судовых ДВС и дизельных установок. По окончании аспирантуры в 1985 г начал педагогическую деятельность в качестве ассистента, старшего преподавателя, доцента кафедры Судовых ДВС и дизельных установок.

Защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)» (2004 г.), в 2006 г. присвоено звание доцента по кафедре судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок. С 2008 г. заведующий кафедрой Судовых ДВС и дизельных установок, с 2011 г. декан Факультета корабельной энергетики и автоматики СПбГМТУ.

Наиболее значимые выполненные исследования относятся к двигателям с внешним подводом теплоты, теории рабочих процессов ДВС, истории науки и техники, учебно-методической работе.

Является ведущим специалистом по двигателям Стирлинга. Участвовал в ряде опытно-конструкторских работ направленных на создание Стирлинг-генераторов малой мощности, экспериментальных исследований, выполнявшихся на стендах Центрального научно-исследовательского дизельного института, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова (КГНЦ), Государственного института прикладной химии, Физико-энергетического института (г. Обнинск), ПО «Арсенал», Ленинградского кораблестроительного института (СПбГМТУ). На базе полученных опытных данных разработал методики расчета рабочих процессов во внутреннем и внешних контурах двигателя Стирлинга, методики моделирования процессов в высокотемпературных системах передачи теплоты с промежуточным двухфазным теплоносителем (типа капиллярная или термосифонная тепловая труба). Автор расчетных методик обеспечивающих проектирование элементов внутреннего контура, способа и патентованного устройства для изготовления насадок регенераторов, разработчик проектов двигателей Стирлинга малой мощности.

В области истории техники — автор работ по реконструкции технических объектов прошлого методами исследовательского проектирования, последователь внедрения в учебный процесс принципа историзма. Наиболее значимыми работами в этой области являются:

  • Обоснование конструктивных и теплофизических параметров судовой силовой установки Д. Папена.
  • Согласование конструктивных параметров и реконструкция облика паровой машины первого русского парохода Ч. Берда.
  • Реконструкция облика центробежного вентилятора конструкции А.А. Саблукова.
  • Согласование параметров рабочего процесса и реконструкция облика судового воздушного регенеративного двигателя Д. Эриксона 1853 г.
  • Реконструкция облика фрикционно-пневматической муфты Р.А. Корейво.
  • Воссоздание облика первого в мире реверсивного четырехтактного дизельного двигателя подводной лодки «Минога».

Вступив в должность декана Факультета корабельной энергетики и автоматики организовал проведение в СПбГМТУ и возглавляет оргкомитет ежегодного Всероссийского научно-технического форума «Корабельная энергетика: из прошлого в будущее». В состав мероприятий Форума входят: Международная научно-техническая конференция «Актуальные проблемы морской энергетики», учебно-методический семинар «Наука и образование в судостроении», научно-техническая конференция «Перспективы морской техники», историко-патриотический семинар «Нам есть, чем гордиться!». Ежегодно на форуме заслушивается более 150 докладов, в его работе принимают участие более 300 участников, в том числе специалисты промышленных предприятий отрасли, научных организаций и ВУЗов.

С.П. Столяров является руководителем образовательных программ бакалавриата, магистратуры и специалитета. Список его научных трудов включает более 200 печатных трудов, 8 изобретений, более 60 научных докладов. Под его руководством подготовлены 2 кандидата технических наук.

Является председателем Ученого совета Факультета корабельной энергетики и автоматики, входит в состав НТС Российского Морского регистра судоходства по секции «Механические установки, валопроводы и движители», редакционный совет журналов «Двигателестроение» и «Морские интеллектуальные системы», ответственный редактор журнала «Труды Санкт-Петербургского государственного морского технического университета».

С 2017 г. председатель секции истории судостроения РНТО судостроителей им. акад. АН. Крылова, сменив на этом посту Виталия Викторовича Козыря (1930-2017 гг.), руководившего секцией с 1995 г.

Удостоен звания «Почетный работник высшего образования», награжден юбилейной медалью РНТО судостроителей им. акад АН. Крылова «100 лет Министру Судпрома СССР Б.Е. Бутоме», памятной медалью РНТО судостроителей им. акад АН. Крылова «150 лет НТО судостроителей имени А.Н. Крылова», юбилейной медалью «100 лет. Подводные силы России» (2016 г.).

Секция была образована в ноябре 1968 г. при Ленинградском областном правлении НТО по инициативе начальника кафедры корабельной архитектуры ВМОЛА им. Ворошилова вице-адмирала инженера Александра Павловича Шершова. 10-летняя активная деятельность секции позволила создать актив и направить его работу на подбор и систематизацию документальных материалов, отражающих историю возникновения и развития отечественного судостроения.

В 1975 г. с целью координации деятельности по сбору, проверке достоверности и  систематизации исторических материалов, относящихся к судостроению и хранящихся в различных судостроительных центрах страны, была создана секция истории судостроения при Центральном правлении Всесоюзного научно-технического Общества судостроения им. акад. А. Н. Крылова.

Она поставила своей задачей привлечь научно-техническую общественность для написания истории отечественного судостроения, создания музея, воспитания молодежи на лучших традициях корабелов, ученых-судостроителей и флотоводцев.

За период с 1975 г. по настоящее время на секции было заслушано более 350 докладов и сообщений на проводимых семинарах и встречах. Тематика докладов и сообщений включала в себя, в т. ч., восстановление судостроительной промышленности после окончания Гражданской войны; начала советского морского и транспортного судостроения в 1925–1928 г. Часть докладов была посвящена развитию судостроения в предвоенные пятилетки. Был показан путь, по которому страна прошла от постройки первых лесовозов до современных боевых кораблей и крупнотоннажных судов. К работе в секции привлекались конструкторы надводных кораблей (А. И. Маслов, Н. П. Дубинин, В. Ф. Якоб, Г. А. Мангаев, Л. А. Ермаш, А. Н. Тюшкевич, А. Б. Морин и  др.), подводных лодок (П. Г. Голосовский, З. А. Дерибин, П. В. Белкин, Р. А. Шмаков и др.), представители судостроительных заводов (И. Я. Баскаков, А. Г. Амосов, Р. С. Быков, И. В. Иванов, И. О. Ивановский), представители НИИ и образовательных учреждений (А. Л. Васильев, В. П. Кузин, Л. И. Мелодинский, А. И. Никитинский, И. М. Кузинец, Ю. Л. Коршунов, В. Б. Прасников, В. А. Смелов, Ю. Ф. Плигин, И. П. Богаченко). Секция активно сотрудничала с  ЦВММ, ЦВМБ, РГА ВМФ и  ВП ВМФ, представители которых (В. Г. Мишанов, К. П. Краснопольский, В. П. Рыков, С. О. Курносов, А. К. Белик, В. Г. Андриенко) вносили заметный вклад в деятельность секции. В  1994 г. коллектив специалистов секции принял участие в подготовке к изданию и редактированию 5-томной истории отечественного судостроения и в этот же период активно участвовал в авторском коллективе 3-томного Морского энциклопедического словаря. Специалисты секции постоянно публикуют свои труды в Морском вестнике, журналах «Судостроение», «Морской журнал», «Морская радиоэлектроника», а также в ежегодниках Петербургского отделения института истории АН РФ. При подготовке к празднованию и во время празднования 300-летия Отечественного флота и 100-летия подводного флота члены секции выступали с докладами об истории строительства надводных и подводных кораблей различного назначения. В 1992–1996 гг. была проведена Международная конференция, посвященная 300-летию флота, а в 1996 г. Международная конференция, посвященная истории подводного флота. В 2008 г. на конференции в ОАО ЦТСС секция подвела итоги своей 40-летней деятельности.

С 2011 г. секция истории судостроения РНТО судостроителей одновременно является Секцией истории судостроения Петербургского филиала института истории РАН, где члены секции активно сотрудничают и выступают с докладами на ежегодных конференциях.

Большое внимание члены секции уделяют работе по воспитанию молодого поколения, оказывают помощь в формировании школьных музейных экспозиций, встречаются с молодежью учебных заведений, помогают организовывать историко-патриотические мероприятия в ВУЗах, способствуют налаживанию связей учебных заведений с музеями предприятий судостроительного профиля.

Начиная с 2017 г. ежегодно в рамках Всероссийского научно-технического форума «Корабельная энергетика: из прошлого в будущее», проводимого в СПбГМТУ, организовывают научно-практическую секцию по историко-патриотической тематике «Нам есть, чем гордиться!».

В различное время секцией руководили А. И. Дубравин, П. А. Дорошенко, А.И. Холодилин, Ю. В. Белкин, В.В. Козырь.

С 2017 г. секцией руководят: председатель — к.т.н., доцент С.П. Столяров, заместитель председателя — лауреат Государственной премии И.В. Иванов, секретарь секции – ветеран отрасли Н.В. Яневская.

КОЗЫРЬ Виталий Викторович

Военный пенсионер, капитан 1 ранга, руководитель секции в 1995 – 2017 гг.

Родился 5 января 1930 г. в семье военнослужащего. Окончил Владивостокское военно-морское подготовительное училище (1945- 1948 гг.), Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени адмирала С.О. Макарова (1948-1952, с отличием), Высшие специальные офицерские классы ВМФ (1956-1957 гг.), Академические курсы офицерского состава ВМФ (1970-1971 гг.).

Проходил службу: штурманом подводных лодок типа «Щ» и «С» ТОФ (1952-1954 гг.); старшим помощником командира подводных лодок пр. 613 и 641 ЛенВМБ; командиром подводных лодок пр. 641 «Б-7» и атомных подводных пр. 675 «К-104» и «К-166» Северного флота (СФ); начальником штаба (1971-1974 гг.) и командиром 35-й дивизии подводных лодок СФ (1974-1976 гг.).

С 1954 по 1956 г. находился в служебной командировке в КНР в Военно-морской базе Циндао. В качестве советника военной миссии в Порт-Артуре участвовал в передаче сооружений, заводов и подводных лодок Китайской Народной Республике, в качестве военного советника флагманского штурмана обеспечивал подготовку штурманов для китайских экипажей первого соединения подводных лодок ВМС Китая.

Участник 6 дальних походов. Участник испытаний головной пл. пр. 641. Провел испытания ПКР подводных лодок пр. 651 для стрельбы по берегу; провел заключительный этап испытаний аппаратуры приема целеуказаний от ИСЗ; на лодках пр. 651 внедрил использование ПЗРК «Стрела».

В период службы В.В. Козыря командиром дивизии подводные лодки соединения завоевывали призы Командующего Северным флотом по применению ПКР, за противолодочную подготовку и использование ПЗРК. Корабли соединения освоили базирование в портах Иордании, Сирии, Египта, Югославии, Алжира и Конго.

После увольнения в отставку работал старшим референтом начальника Главного архитерктурно-планировочного управления Ленинграда (1978-1979 гг.) и инженером войсковой части 36009 ЛенВМБ (1980-1981 гг.).

С 1981 г. занимается общественной деятельностью. Член секции истории НТО судостроителей им. акад. А. Н. Крылова (с 1995 г. — руководитель секции истории); председатель секции «История судостроения» в СПб филиале института истории РАН; член Общества историков и архивистов (с 1990 г.); редакционной коллегии «Морского журнала» (с 1991 г.) и авторского коллектива «Российской морской энциклопедии» (2005 г.). На сайте Центральной военно-морской библиотеки отнесен к категории друзей библиотеки.

Историк судостроения и военно-морского флота. Автор четырех монографий, издал рукопись адмирала И. А. Шестакова «Полвека обыкновенной жизни» (2006) и его дневники (2012), опубликовал в периодической печати более 150 статей, посвященных истории судостроения и флота. Исторический очерк о начале подводного флота КНР «Мы нырнем на 1000 ли» переведен на китайский язык (журнал «Navаl and merchant» № 1-9 за 2011 год) и французский (журнал «Olongee» — 1999-2000 г. Париж, с. 16-30). Составил и передал в Российский государственный архив ВМФ картотеку законоположений по Морскому ведомству с 1696 по 1917 год (2017 г.). Является одним из инициаторов установления Дня моряка-подводника (1996 г.).

Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных силах» 3-й степени и многочисленными медалями, в том числе «Китайско-советской дружбы». Почетный член РНТО судостроителей им. акад. А. Н. Крылова (2004), заслуженный член РНТО судостроителей им. акад. А.Н. Крылова (2011). Награжден: неправительственной медалью РНТО судостроителей им. акад. А. Н. Крылова «Министр кораблестроитель Б.Е. Бутома. 1907-2007», серебряной медалью СПб Морского Собрания «Академик А. Н. Крылов»; неправительственной медалью РНТО судостроителей им. акад. А.Н. Крылова «150 лет академику А. Н. Крылову».

Ушел из жизни 8 октября 2017 г., похоронен на Серафимовском кладбище.