Секция 5 «Технологии судостроения»

Руководитель секции: Габдрафиков Юрий Михайлович
Родился 22 апреля 1964 г.
В 1987 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт по специальности гидроакустика.
С 1987 г. по 2013г. работал на «Балтийском заводе», где прошел путь от помощника мастера до исполнительного директора.
С 2013г. по 2015г. работал в ЗАО «БАРС» на должности заместителя генерального директора по производству и развитию.
С 2015г. по 2016г. работал ВРИО Генерального директора АО «Пролетарский завод».
С 2016г. работает в АО «ЦТСС». В настоящее время занимает должность заместителя генерального директора по научно-производственной деятельности.

Секция «Технология судостроения» была организована решением Президиума Российского научно-технического общества (РНТО) судостроителей им. акад. А. Н. Крылова в 2002 г.

Руководителем секции стал генеральный директор ЦНИИТС, д. т. н., профессор В. Д. Горбач, ученым секретарем секции — к. т. н., ведущий научный сотрудник ЦНИИТС А. А. Ива.

С 2013 г. руководителем секции является заместитель генерального директора АО «ЦТСС» к. т. н. Л. Г. Горбов, ученым секретарем — начальник сектора А. Н. Кириллов.

Состав секции (21 человек) был сформирован из главных технологов ведущих судостроительных КБ (ЦКБ МТ «Рубин», СПМБМ «Малахит», «Северное ПКБ», ЦМКБ «Алмаз»), верфей и заводов («Адмиралтейские верфи», «Северная верфь», ПО «Севмаш», «СЗ Алмаз», «Средне невский судостроительный завод», «Балтийский завод»), а также начальников профильных подразделений институтов (ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, ЦНИИ КМ «Прометей», «ЦНИИТС», 1 ЦНИИ МО РФ, СПбГМТУ). От правления РНТО судостроителей им. акад. А. Н. Крылова в состав секции входил Александр Сергеевич Врублевский.

В связи с решением Пленума Центрального правления РНТО судостроителей в 2009 г. в секции «Технология судостроения» была организована подсекция «Газовозы России» из 10 представителей предприятий. Руководителем подсекции было предложено стать Ю. Б. Рыбальченко.

Ежегодно секцией на территории «ЦНИИТС» проводились 3–4 семинара, на каждом из которых заслушивались по 4–6 докладов по актуальным вопросам совершенствования технологии судостроения. В работе секции принимали активное участие специалисты различных предприятий отрасли.

В среднем посещаемость семинаров составляла от 40 до 80 человек. Тематика докладов каждого семинара формировалась, как правило, по видам судостроительных производств (судокорпусное, механомонтажное, композиционные конструкции и покрытия), организационно-техническим вопросам и по актуальности проблем на данный период.

Так, например, в 2008 г. по просьбе предприятий отрасли были организованы и проведены три научно-практических семинара по бесконтактным лазерным измерительным технологиям.

Семинары были посвящены трем крупным направлениям:

— использование лазерных измерительных технологий в промышленности и в судостроении;

— системы внутрицехового позиционирования;

— использование лазерных проекционных технологий при сборке конструкций.

На семинарах были заслушаны также доклады и представлена демонстрация в действии образцов проекционной лазерной техники фирмы LazerProjectionTechnologies, Inc. (США) и российской фирмы «Нева-Технолоджи». Данные семинары посетило более 70 специалистов предприятий судостроения.

В 2009 г. были проведены перерегистрация и прием новых членов РНТО судостроителей им. акад. А. Н. Крылова.

В 2015 г. проводились семинары по следующим темам:

— Перспективы применения технологии виртуальности на базе центра виртуальных исследований ОАО «ЦТСС» для решения задач судостроения (проектирования, строительства, обслуживания).

По итогам семинара приглашенными специалистами подтверждена перспективность применения технологий виртуальной реальности при проектировании сложных изделий морской техники и при целевой подготовке будущих специалистов для предприятий и организаций судостроительной отрасли в высших учебных заведениях, а также заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве с Центром виртуальных исследований ОАО «ЦТСС».

— Практика выполнения расчетов плановой трудоемкости и подготовки предложений о прогнозных ценах предприятиями судостроительной промышленности в 2014 г.

В процессе обсуждения докладов на семинаре от специалистов предприятий поступили предложения по разработке методик, нормативов и  методических рекомендаций для обоснования прогнозных цен, в том числе по отдельным статьям затрат и по трудоемкости для строительства, ремонта, переоборудования, модернизации, сервисного обслуживания и утилизации кораблей, судов и морской техники.

Секция на базе АО «ЦТСС» постоянно принимает участие в международных тематических выставках, проводимых в Санкт-Петербурге и других городах РФ.

Родился 18 апреля 1945 г. в г. Львов. Закончил Ленинградский кораблестроительный институт, кораблестроительный факультет по специальности «инженер-кораблестроитель» (1969).

В 1969 г. начался его трудовой путь на Ленинградском Балтийском судостроительном заводе. Здесь он прошел по всем ступеням производственного и административного роста: помощник мастера, мастер, старший мастер — начальник участка сборочно-сварочного цеха, начальник отдела, главный технолог по судостроению, начальник отдела научной организации труда и заработной платы, главный инженер — первый заместитель генерального директора, генеральный директор «Балтийской судостроительной компании» АООТ «Балтийский завод» (по 1997).

В 1997 г. Ю. Б. Рыбальченко занял пост заместителя генерального директора по стратегическому развитию ЗАО «Объединенные Балтийские верфи». С 1999 г. являлся директором по стратегическому развитию — заместителем генерального директора — руководителем проекта комплексной реконструкции Балтийского завода.

В 2006 г. перешел на работу в АО «ЦТСС» — советником генерального директора. Главный инженер НТФ «Судотехнология» АО «ЦТСС» (с 2012).

Лауреат государственной премии РФ в области науки и техники. Награжден Орденом «Знак Почета», медалями.

Подсекция «Газовозы России» была создана в составе секции «Технологии судостроения» в 2009 г. В это время активно началось обсуждение вопросов освоения шельфа, добычи и сжижения природного газа. Большую заинтересованность в развитии такой проблематики проявило руководство Газпрома в связи с планированием освоения Штокмановского газо-конденсатного месторождения. Актуальным стал вопрос строительства в России судов-перевозчиков сжиженного газа.

Задачей подсекции «Газовозы России» стали обсуждение и поиск решений вопросов конструкторско-технологической и  материально-технической подготовки производства для строительства газовозов на предприятиях судостроительной отрасли с максимальной локализацией производства в России.

На заседаниях подсекции рассматривалась информация о строительстве газовозов за рубежом, конструктивных типах различных систем хранения груза и необходимом комплексе мероприятий для проектирования и строительства газовозов в России. Обсуждались результаты работ АО «ЦТСС», ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей», АО «Северное ПКБ», ОАО «Северная верфь», ООО «Балтийский завод-Судостроение», АО «Совкомфлот» по этому направлению.

Заслушивались доклады:

— Конструкционные материалы для танков судов газовозов и хранилищ сжиженного природного газа — ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей»;

— Результаты исследований и проектных проработок по судам для перевозки СПГ — ФГУП «Крыловский государственный научный центр»;

— О подготовке производства к строительству на отечественных верфях судов перевозчиков сжиженного газа — АО «ЦТСС»;

— Проектные решения по созданию газовозов на судостроительных предприятиях Санкт-Петербурга — АО «Северное ПКБ»;

— Обоснование по выбору оптимального типа грузовых емкостей СПГ для организации их производства в РФ — АО «ЦТСС», ФГУП «Крыловский государственный научный центр», АО «Северное ПКБ»;

— Итоги семинара, посвященного модельным испытаниям в ледовом бассейне Aker Arctic Technology (Финляндия);

— Итоги семинара по судам СПГ с участием фирм GTT, BV (Франция), Совкомфлота, Газпрома и др.

Активное участие в работе подсекции принимали представители ФГУП «Крыловский ГНЦ», АО «Северное ПКБ», ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей», АО «ЦТСС» О. Я. Тимофеев, Д. Б. Киселев, Г. Ю. Калинин, В. М. Левшаков, К. Д. Могилко и др.

Участники заседаний были подробно проинформированы о деятельности АО «ЦТСС» в вопросах технологической подготовки производства строительства газовозов, в частности:

— разработки технологической документации по изготовлению и монтажу элементов системы хранения и перекачки грузов;

— определения номенклатуры, стоимости и количества средств технологического оснащения, необходимых для постройки газовозов;

— определения необходимых организационно-технологических мероприятий подготовки производства и объемов капитальных затрат;

— выполнения оценки возможных вариантов организации поставок изолирующих ящиков системы № 96 для строящихся газовозов;

— получения коммерческих предложений на поставку и аренду лесов, используемых при монтаже системы № 96 в танках газовозов;

— закупки и изготовления образцов оборудования для изготовления и монтажа отдельных элементов СХГ типа № 96.

Для изучения принципов работы этого оборудования, отработки технологий и обучения производственного персонала в ОАО «ЦТСС» был организован специализированный участок, для которого спроектированы и изготовлены демонстрационные стенды. Для проведения опытных работ приобретена партия инвара у компании Arcelor Mittal (Франция).

По результатам деятельности организаций, представители которых входят в подсекцию «Газовозы России», можно сделать вывод, что технические вопросы подготовки производства для строительства газовозов в России в основном успешно решены.