Секция 19. «Нанотехнологии в судостроении»
Фармаковский Борис Владимирович.
Родился в Ленинграде 18 марта 1938 года. С 1945 по 1955 годы обучался в 316 средней школе г.Ленинграда.
С 1956 по 1962 годы студент Ленинградского Политехнического института, который закончил по специальности «Обработка металлов давлением» (кафедра академика В.С. Смирнова).
По распределению поступил на работу в п/я 688, где работал в качестве инженера, старшего инженера, начальника лаборатории.
Предприятие последовательно меняло название — «Конструкторское бюро электронной техники», ВНИИ «Электрон». Работал в направлении создания новых функциональных материалов для космической техники.
С 1980 г. по настоящее время – сотрудник ЦНИИ КМ «Прометей» (Санкт-Петербург) – ныне – НИЦ Курчатовский институт – ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей». Должности: начальник отдела; начальник лаборатории; начальник отделения; начальник научного нанотехнологического центра; ученый секретарь института.
В 1977 году защитил кандидатскую диссертацию. Имеет более 500 научных работ (в т.ч. более 300 авторских свидетельств и патентов – из них более 70 в области нанотехнологий).
Б.В. Фармаковский неоднократно награждался почетными грамотами и дипломами, является лауреатом премии Министерства оборонной промышленности, академик Санкт-Петербургской инженерной академии.
Активно занимается преподавательской деятельностью и работой с молодежью. Преподает на базовой кафедре СПб Политехнического университета им. Петра Великого и читает лекции по теме «Введение в нанотехнологию» еще в 5-и ведущих университетах Санкт-Петербурга, а также участвует во многих экспертных советах по присуждению премий молодым ученым и учащимся школ и университетов.
Круг интересов – наноструктурированные композиционные порошки и многофункциональные градиентные покрытия на их основе; высокоскоростной механосинтез; объемно-пористые нанокатализаторы для водородной и альтернативной энергетики: аддитивные технологии, в т.ч. лазерный синтез 3D-изделий; широкополосные системы электромагнитной защиты; литые микропровода из широкого спектра металлов и сплавов, в т.ч. метаматериалы; гибридные материалы для биотехнологии, экологии и медицины.
Секция «Нанотехнологии в судостроении» была создана в декабре 2008 г. Основными целями ее создания являлись ознакомление широкой научной и технической общественности с последними достижениями в области нанотехнологий, популяризация разработок наноматериалов и нанотехнологий в судостроении.
При этом особое внимание было обращено на проблему подготовки специалистов в области наноматериалов и нанотехнологий, в частности, в следующих вузах:
1. Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого;
2. Санкт-Петербургском Государственном морском техническом университете;
3. Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики;
4. Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ им. В. И. Ульянова (Ленина)»;
5. Новгородском Государственном университете им. Ярослава Мудрого и др.
В соответствии с планами работ секции за последние годы на заседаниях сделан ряд сообщений и докладов о возможностях и перспективах создания нанокомпозиционных материалов и покрытий конструкционного класса для решения актуальных задач современного судостроения, в т. ч. для создания корпусных конструкций, снижения заметности в радиолокационном и акустическом диапазонах, изготовления 3-d изделий сложной формы с помощью аддитивных технологий (см. рис. 1 и 2). В настоящее время с некоторыми предприятиями (в частности, ОАО «Адмиралтейские верфи», ЗАО «НТЦ прикладных нанотехнологий») проводятся работы по отбору деталей сложной формы с целью получения их методами аддитивных технологий, что существенно снизит их стоимость и обеспечит высокое качество и надежность, особенно из труднообрабатываемых материалов по традиционным технологиям.
Большим достижением последних лет в обсуждаемой области можно считать создание металлических судостроительных материалов с объемным частичным наноструктурированием. Это позволило получить материалы с уникальными свойствами категории Х70–Х100 для наземных и морских трубопроводов диаметром до 1420 мм. Ранее в стране этой продукции не было. Получены также и листовые стали с элементами наноструктуры, которые использованы для строительства уникальных буровых платформ «Приразломная» и «Арктическая». Ведущими исполнителями работ по получению этих материалов являются д. т. н., профессор Е. И. Хлусова и д. т. н. В. В. Орлов. Кроме обеспечения высоких свойств (свариваемости, хладостойкости, пластичности и др.) эти работы открывают возможности унификации химического состава сталей и, следовательно, снижения их стоимости.
В целом члены секции: уже упомянутые д. т. н. Е. И. Хлусова, д. т. н. В. В. Орлов, к. ф.-м. н. Б. В. Фармаковский, д. т. н. П. А. Кузнецов, д. т. н. В. Н. Половинкин внесли заметный вклад в развитие судостроения, популяризацию новых материалов и технологий, как в России, так и за рубежом, участвуя в работе международных конференций, семинаров, а также в проведении совместных исследований.
В частности, следует отметить работу по приграничному сотрудничеству с Финляндией в части арктического судостроения, высоко оцененную на ХIV общероссийском форуме, состоявшемся 19–20 октября в Санкт-Петербурге. Результаты этой работы существенно подняли престиж отечественного судостроения, особенно арктического (д. т. н. Е. И. Хлусова, д. т. н. А. В. Ильин, к. т. н. Т. Г. Семичева, к. ф.-м. н. Б. В. Фармаковский, д. т. н. П. А. Кузнецов, к. т. н. О. В. Васильева и др.). По результатам работы опубликовано в отечественной и зарубежной печати более 15 научных статей.
Рис. 1. Изучение фазового состава кристаллических материалов.
Рис. 2. Нанесение покрытия с использованием метода микроплазменного напыления.
Ведущие специалисты секции являются высококвалифицированными специалистами мирового уровня, имеют по 150–200 опубликованных как в России, так и за рубежом научных статей и патентов. Многократно принимали участие в отечественных и зарубежных конференциях, выступая с научными докладами, поднимая престиж отечественной науки, в т. ч. в области судостроительных материалов и нанотехнологий.
В последнее время сотрудниками секции разработаны и представлены на выставке «Международный морской салон 2015» наглядные экспонаты с реализацией нанотехнологий, в т. ч. экранирующие системы для электромагнитной совместимости, химические источники тока для аварийно-спасательных комплексов на море, функционально-градиентные покрытия для элементов и узлов морской техники, работающей в жестких условиях эксплуатации.
Представители секции регулярно проводят семинары на предприятиях судостроения (ОАО «СПМБМ «Малахит», ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «ЦКБМТ «Рубин» и др.) по вопросам использования нанотехнологий, особенно аддитивных технологий, покрытий в судостроении.
Развитие нанотехнологий способствует созданию сети наноцентров в Северо-Западном регионе — Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, Ленинградском электротехническом университете, ФГУП «Тест-Санкт-Петербург» и др.
Один из крупных наноцентров организован во ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей». Он имеет более ста единиц оборудования, которое позволяет производить порошковые материалы, изготавливать 3-d изделия сложной формы с помощью аддитивных технологий, наносить защитные покрытия на изделия и т. д.
Производственно-экспериментальная база нанотехнологического центра ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей» используется как для ознакомления специалистов с последними достижениями в области нанотехнологий, так и для обучения студентов в этой области и прохождения производственной практики.