Секция 13. «Акустика в судостроении»
Родился 28 мая 1961 г. Окончил Ленинградский электротехнический институт имени В. И. Ульянова (Ленина) по специальности «Электроакустика и ультразвуковая техника» (1984), после чего поступил на работу в ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова (ныне ФГУП «Крыловский государственный научный центр»), где продолжает работать по настоящее время. Последовательно прошел все должности от инженера до начальника лаборатории (1998).
С 2003 г. преподает в СПб ГЭТУ «ЛЭТИ», профессор кафедры «Электроакустика и ультразвуковая техника».
Основным направлениями научной деятельности являются: исследование механизмов и оборудования как источников колебаний, а также процессов излучения и распространения колебательной энергии в присоединенные конструкции и среды; разработка методов нормирования и контроля виброшумовых характеристик механизмов и оборудования; проектирование комплексной, равнопрочной виброакустической защиты механизмов, оборудования, энергетических установок и систем трубопроводов.
Автор и соавтор 89 научных публикаций, среди которых 2 монографии, 3 учебных пособия, МУК, 5 патентов РФ и 2 зарегистрированных программы.
Член Ученого и Диссертационного советов во ФГУП «Крыловский государственный научный центр», Диссертационного совета в Санкт- Петербургском государственном морском техническом университете.
Руководитель секции «Акустика в судостроении» РНТО судостроителей им. акад. А.Н. Крылова с 2012 г.
С. В. Попкову присвоено почетное звание «Заслуженный конструктор Российской Федерации». Он награжден грамотой Министерства промышленности и торговли РФ, а также медалями: «В память 300-летия Санкт-Петербурга», «Адмирал Горшков», «Столетие подводных сил России», знаком «Профессионал отрасли», серебряной медалью «Академик А. Н. Крылов».
Секция «Акустика в судостроении» была организована во второй половине шестидесятых годов прошлого столетия. Организация секции была связана с широким развертыванием в СССР работ по уменьшению шумности кораблей ВМФ, особенно подводных лодок, и улучшению обитаемости судов гражданского флота. Система здравоохранения и профсоюзы поставили на уровне Правительства вопрос о необходимости уменьшения шума и вибрации на судах до уровня санитарных норм. На основании анализа многолетней статистики было показано, что на первом месте по количеству профзаболеваний на судах стоят профзаболевания, обусловленные пребыванием моряков в условиях повышенных шума и вибрации.
Решение поставленных задач требовало исследования закономерностей процессов зарождения и распространения колебаний от источников различной физической природы в окружающее пространство, создания малошумных механизмов и оборудования, разработки и реализации корабельных мероприятий, обеспечивающих минимальное излучение звукового давления. Необходимо было в пределах всей страны, в научных институтах и на сотнях машиностроительных заводов организовать целенаправленную научную и производственную деятельность по решению этой проблемы. Важная роль в распространении научных и технических знаний, установлении личных связей между учеными и техническими работниками предприятий, а также координации работ отводилась научно-общественным организациям, в том числе и научно-техническому обществу судостроителей.
Первым председателем секции «Акустика в судостроении» был Евгений Ильич Аладышкин, главный инженер ЦНИИ Морфизприбор, лауреат Сталинской премии СССР, Герой Социалистического труда. Ученый, блестящий организатор, пользовавшийся уважением и авторитетом, Е. И. Аладышкин сумел организовать работу секции, привлечь к этой работе практически всех акустиков Ленинграда. После смерти Е. И. Аладышкина долгое время председателем секции «Акустика в судостроении» был начальник акустической лаборатории ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова Владимир Иванович Попков, д. т. н., профессор, Заслуженный деятель науки и техники России.
Основной формой работы секции было проведение, во-первых, семинаров по распространению знаний в области виброакустики на судоверфях, машиностроительных заводах, а также на приборостроительных предприятиях, специализирующихся на разработке виброакустической аппаратуры, и, во-вторых, проведение научных конференций по методам и средствам борьбы с шумом и вибрацией, а также методам и средствам сбора и обработки акустической информации. Совместно с Домом научно-технической пропаганды, обществом «Знание», Академией Наук было проведено более сотни городских и всесоюзных научно-технических конференций с привлечением специалистов из центров судостроения и машиностроения СССР и России.
В новых экономических условиях внедряются иные формы работы секции «Акустика в судостроении». Проводимые семинары носят информационный характер. Представители различных организаций выступают с сообщениями о том, какие услуги они могут оказывать в области борьбы с шумом и вибрацией на судах и в области разработки методов и средств обработки акустической информации. Осуществляется поиск дополнительных форм работы, позволяющих использовать уникальное положение научной общественной организации РНТО судостроителей им. акад. А. Н. Крылова, имеющей в своем составе ученых и специалистов, работающих в различных областях судостроения и способных решать комплексные задачи создания малошумных судов России, включая активную работу в технических комитетах Росстандарта «Акустика» и «Вибрация и удар», а также внедрение в практику гражданского судостроения технологий, разработанных и активно используемых в оборонной промышленности.
Например, для исправления сложившейся негативной ситуации с контролем виброакустических характеристик механизмов и оборудования, поставляемых на гражданские суда, комитетом «Акустика».
Росстандарта и РНТО судостроителей был разработан и выпущен ГОСТ 31170-2004 «Перечень вибрационных, шумовых и силовых характеристик, подлежащих заявлению и контролю при испытании машин, механизмов, оборудования и энергетических установок гражданских судов и средств освоения Мирового океана». Выпуском этого ГОСТа сделан первый важный шаг в налаживании системы контроля виброактивности машин и механизмов на стендах заводов-поставщиков судового оборудования.