Секция 10. «Судостроительные материалы»

Анисимов Андрей Валентинович.

Дата рождения: 27.05.1978
Место рождения: г. Ленинград
Проживание: г. Санкт-Петербург,
Контактная информация:
Телефон: +7 (921) 944-36-09
Электронная почта: anisimov_spb@mail.ru

Семейное положение: женат, двое детей.

Образование:
2001 — Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, г. Санкт-Петербург.
Специальность: «Судовые энергетические установки», высшее образование, диплом с отличием (красный).

Ученая степень, ученое звание: доктор технических наук (диплом ДДН №021741 от 18 октября 2012 г. ).

Опыт работы:
1999- Н.В. – НИЦ «Курчатовский институт» — «ЦНИИ КМ «Прометей. Прошел путь от старшего лаборанта в «лаборатории полимерных композиционных конструкционных и антифрикционных материалов для судостроения» до заместителя начальника научно-производственного комплекса «полимерных композиционных материалов, средств и систем защиты от коррозии и обрастания» по научной работе, г. Санкт-Петербург.

2016 – по настоящее время заместитель начальника научно-производственного комплекса по научной работе.

Рабочая деятельность. Разработка антифрикционных полимерных композиционных материалов (ПКМ) на основе термореактивных и термопластичных полимеров. Изучение их свойств с применение физико-механических и химических методов (ДСК, ДТА, термомеханического анализа, ИК-Фурье спектроскопии, СЭМ микроскопии, универсальная разрывная машина (изгиб, сжатие), исследование триботехнических характеристик. Разработка конструкторской документации в AutoCAD. Разработка технических заданий на НИР и ОКР по созданию новых ПКМ и технологий.

Выполнял НИР и ОКР в качестве исполнителя и руководителя по заданиям организаций, Министерства науки и образования, Минпромторга России. Участие в качестве эксперта при разборе спорных случаев эксплуатации ПКМ на судостроительных предприятиях и гидроэлектростанциях.

Научная деятельность. Разработка антифрикционных полимерных композиционных материалов, изучение их свойств.

2006 г. Защита кандидатской диссертации на тему «Создание антифрикционных углепластиков, модифицированных на нано-, мезо- и макроуровнях, исследование их свойств и применение» 2006 г.

2012 г. Защита докторской диссертации на тему «Создание высокопрочных антифрикционных модифицированных углепластиков для тяжелонагруженных и высокоскоростных опор скольжения».

Имеются научные публикации и патенты в количестве более 80:
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=212216.

С 2017 г. Эксперт Российского научного фонда в области полимерных композиционных материалов.

Секция «Судостроительные материалы» в составе РНТО судостроителей действует под руководством Г. И. Николаева с 1986 г. Президиум Центрального Правления НТО судостроителей 07.07.2006 г. принял решение объединить секцию «Защиты металлов от коррозии» с секцией «Судостроительные материалы».

Одной из задач современного судостроения является снижение материалоемкости конструкций и изделий при одновременном повышении ресурса работы и надежности. Решению этой задачи во многом способствуют и инновационные технологии создания полимерных композиционных материалов и средств защиты от коррозии. Именно на это в последние годы была направлена деятельность секции.

Секция «Судостроительные материалы» осуществляла свою деятельность в постоянном контакте с руководителями секций Межведомственной комиссии по приемке неметаллических материалов для конструкций, изделий и покрытий для военного и гражданского судостроения (к. т. н. Н. Н. Федонюк — Крыловский государственный научный центр, В. А. Булкин — ОАО ЦМКБ «Алмаз», д. т. н. В. Е. Бахарева, д. т. н. В. Д. Пирогов, к. т. н. Н. Г. Сударева, к. т. н. М. А. Михайлова — ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей»). Учеными секретарями секции являлись к. т. н. В. А. Власов (с 1996 по 2013), к. х. н. И. В. Никитина (с 2013 по настоящее время).

На базе постоянно действующего семинара по контролю качества окрасочных работ ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» проводит двухнедельные курсы по подготовке инспекторов по контролю качества окрасочных работ и их сертификации в соответствии с международной процедурой ENA 473 (с 1996).

Проблемы создания, исследований, применения и опыт эксплуатации полимерных композитов в триботехнике обсуждались на международных научно-технических конференциях, проводимых ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» при участии членов секции, пятая из которых состоялась в 2012 г.

По инициативе секции «Судостроительные материалы» специалисты ряда институтов судостроительной и химической промышленности, Российской Академии наук подготовили к выпуску в 2009 г. в Российском химическом журнале химического общества им. Д. И. Менделеева том LIII, «Полимерные композиционные материалы в судостроении».

В соответствии с планом работ на секции 15 апреля 2014 г. прошло обсуждение «Опыта эксплуатации системы катодной защиты от коррозионно-эрозионных разрушений атомного ледокола “50 лет Победы” с ледовым поясом из плакированной стали». В работе секции приняли участие научные и технические специалисты Крыловского государственного научного центра, ФГУП «Атомфлот», «ЗАО «Балтийский завод — судостроение», ЗАО «ЦНИИ Морского флота», «Арктического и Антарктического института», ЗАО «Невское ПКБ», Балтийского Федерального университета им. И. Канта, ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей».

На ОАО «Балтийский завод — судостроение» для Арктики заложен головной универсальный атомный ледокол (а/л) пр.22220, мощностью 60 МВТ — десятый после атомохода «Ленин» и первый в современной России. Намечаются разработки проекта крупнейшего а/л «Лидер» мощностью 110 МВТ, предназначенного для круглогодичной навигации на всем протяжении Северного морского пути и обеспечения судоходного канала во льду шириной до 45–50 метров.

В связи с этим является актуальным обсуждение опыта эксплуатации а/л «50 лет Победы», показавшего необходимость при постройке атомных ледоколов пр.22220 осуществлять в соответствии с техническим заданием на «Технический проект (22220.360060.001) универсального атомного ледокола» изготовление ледового пояса из рекомендованной ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей» плакированной стали и установить на ледоколе систему электрохимической катодной защиты с усовершенствованными ледостойкими анодами типа ЛКЛ-3МУ нового поколения.

В своем письме от 28.04.2014 г., направленном в адрес генерального директора Госкорпорации «Росатом» Кириенко С. В., генеральному директору ФГУП «Атомфлот» Рукше В. В. и ряду других организаций, Президент РНТО судостроителей проф. В. Л. Александров и Почетный президент РНТО академик И. В. Горынин отмечают: «Техническое решение ФГУП “Атомфлот” и ЗАО “ЦКБ “ОСК-Айсберг” о применении только ледостойкого, но полимерного по своей природе покрытия типа “Инерта-160” для защиты от интенсивных коррозионно-эрозионных разрушений корпусов мощных а/л, предназначенных для круглогодичной эксплуатации на всем протяжении Северного морского пути с сохранением на спецификационном уровне ледопроходимости (гладкого корпуса), является ошибочным».

Президиум Транспортного союза Северо-Запада также поддержал предложение ученых (письмо № 065 от 22.07.2014 г. Президента НП «Транспортного союза» В. Я. Ходырева в адрес Госкорпорации «Росатом»).