«Плавучие доки – оценка технического состояния, освидетельствование, расчёты прочности – проблемные вопросы. Перспективы восстановления и развития докового хозяйства»

25 февраля 2022 года на базе «51 центрального конструкторско-технологического института судоремонта» проведено заседание круглого стола секции «Техническая эксплуатация и судоремонт» РНТО им. академика А.Н. Крылова по теме: «Плавучие доки – оценка технического состояния, освидетельствование, расчёты прочности – проблемные вопросы. Перспективы восстановления и развития  докового хозяйства».

Целью проведения круглого стола являлось всестороннее обсуждение сложного текущего положения, обусловленного сроками  эксплуатации и техническим состоянием плавучих доков.

В круглом столе приняли участие руководители и специалисты 20 организаций, в том числе:

ФАУ «РМРС» и «РРР», ФГБУ «Морспасслужба», ПАО «Роснефть», ФГУП «Атомфлот»,

НИИ К и В BMФ, НИИ спасания и подводных технологий BУНЦ ВМФ ВМА,

ФГУП «КГНЦ», АО «ЦТСС», АО «ЦМКБ «Алмаз», АО «ЦКБ МТ «Рубин»,

АО «ЦКБ «Монолит», ЗАО «Канонерский СРЗ», «51 ЦКТИС» , АО «КМОЛЗ»,  КБ «Ситех», АО «ССК», ООО «Нерей» и «А-РГО», ООО «Морской Петербург», НТО им. Крылова.   

 

В ходе обсуждения рассмотрено:

¾   анализ сроков эксплуатации плавучих доков

¾   общие подходы к методологии освидетельствования плавучих доков с целью определения возможности о дальнейшей их безопасной эксплуатации;

¾   опыт применения современных технологий освидетельствования на плаву и валидации процесса производства подводнотехнических работ в сегменте освидетельствования и ремонта подводной компоненты корпусов доков;

¾   объёмы освидетельствования, критерии оценки, исследования по бетону, арматуре и наиболее уязвимым районам доков разных конструкций и материалов;

¾    Выполнение поверочных расчётов элементов конструкций корпуса металлических плавучих доков с применением программного обеспечения ODISSEY;

¾   Организационнотехнические мероприятия по обеспечению подъёма плавучих доков при их аварийном затоплении;

¾   унификация конструкций плавучих металлических доков.

 

 К числу основных предложений поддержанных специалистами отрасли  можно отнести следующие:

      определить орган, формирующий единую техническую политику в области безопасной эксплуатации плавучих доков;

      актуализировать документацию по безопасной эксплуатации плавучих доков (по аналогу со «Сборником общих инструкций по эксплуатации судоподъёмных средств ВМФ – 1973 года »);

      унифицировать Правила Морского и Речного Регистров для доков грузоподъёмностью от 5 тысяч тонн, как вновь создаваемых, так и находящихся в эксплуатации;

      обратить внимание на недостаточную подготовку экипажей плавучих доков и отсутствие регулярных курсов аттестации;

      отметить необходимость создания программного продукта по расчёту остаточной прочности плавучих доков (в т.ч с учётом отсутствия проектной документации);

 

По общему мнению участников круглого стола, меры по поддержанию в работоспособном и безопасном состоянии ПД, находящихся в эксплуатации, должны позволить выиграть время при решении вопроса острой необходимости проектирования и строительства новых современных ПД. Для обмена мнениями и передовым опытом РНТО им. академика Крылова целесообразно провести круглый стол на тему «Перспективные направления в проектировании, строительстве и модернизации плавучих доков».

 

Условия сегодняшнего дня, ограничивающие доступ отечественного флота к большой части судоремонтных мощностей (Европа, Южная Корея и т.д.), диктуют необходимость безотлагательной реализации предложений круглого стола.