Александров Владимир Леонидович

директор Института морской техники и технологий СПбГМТУ, Герой России, почетный гражданин Санкт-Петербурга, доктор технических наук, профессор.

Крупный инженер-кораблестроитель и организатор производства, руководитель прикладной науки и образования в отечественном судостроении. Один из ведущих специалистов в области подводного
кораблестроения.
Родился 10 октября 1944 г. в Ленинграде в семье рабочих. Окончил Ленинградский кораблестроительный институт, кораблестроительный факультет по специальности «судостроение и судоремонт» (1967).
По окончании вуза начал работать в должности помощника мастера стапельного цеха № 9 Ново-Адмиралтейского завода (июнь 1967). Только за первые 15 лет трудовой деятельности на предприятии он прошел трудовой путь от помощника мастера до начальника цеха строительства подводных лодок и глубоководных аппаратов и от заместителя начальника производственного отдела до главного инженера предприятия. В 1984 г. был назначен генеральным директором Ленинградского Адмиралтейского объединения — впоследствии ФГУП «Адмиралтейские верфи».
Во главе ФГУП «Адмиралтейские верфи» (с ноября 2008 — ОАО «Адмиралтейские верфи») проработал почти 27 лет (по февраль 2011). Общий стаж его работы на этом предприятии — одном из ведущих
в судостроительной отрасли СССР и России — составил 44 года.
Непосредственно участвовал в строительстве и сдаче в эксплуатацию более 140 кораблей, глубоководных аппаратов и судов военного и гражданского назначения, в число которых входит более 40 подводных лодок с атомными энергетическими установками. Внес значительный инженерный и организационно-производственный вклад в создание уникальных подводных кораблей: многоцелевой атомной
подводной лодки проекта 705 и глубоководных станций, до настоящего времени не имеющих мировых аналогов.
Личным вкладом В. Л. Александрова в создание названных кораблей стало его участие: в разработке и промышленном освоении технологий сборки и автоматической сварки в среде защитных газов титановых корпусов кораблей с толщинами материалов, ранее не применявшимися в кораблестроении; в теоретическом обосновании, проектно-конструкторском обеспечении и практическом осуществлении новых методов спуска кораблей; в разработке программ швартовных и ходовых испытаний глубоководных станций; в организации постройки головных и последующих заказов. Как инженер-кораблестроитель он теоретически обосновал и возглавил разработку и реализацию большого числа оригинальных конструкторско-технологических и технических решений, позволивших повысить надежность и эксплуатационную безопасность таких подводных кораблей при сокращении сроков их строительства (гидравлические испытания корпусов большим внутренним давлением, совершенствование кабельных вводов прочного корпуса, ртутной дифферентной системы и др.). Лично участвовал в проведении наиболее ответственных этапов ходовых испытаний и в сдаче заказов. И в дальнейшем осуществлял регулярный личный контроль над технической готовностью глубоководных станций к эксплуатации с выездами в район их базирования. За перечисленные заслуги удостоен Государственной премии в области науки и техники и звания Героя Российской Федерации.
Перечисленные технические и технологические решения, а также стенды и оснастка до настоящего времени определяют высокий технический уровень строительства подводных кораблей на ОАО «Адмиралтейские верфи» при снижении тяжести труда работников и повышении экологической безопасности производственных процессов.
Внес существенный производственный и управленческий вклад в строительство серии уникальных кораблей командно-измерительного комплекса типа «Маршал Неделин» для управления космическими полетами аппаратов и пилотируемых кораблей, не имеющих мировых аналогов рыболовецких баз типа «Пятидесятилетие СССР», целого ряда других наукоемких и высокотехнологичных кораблей и судов.
С первых дней назначения на пост генерального директора старейшего и одного из крупнейших в отрасли предприятия В. Л. Александров продемонстрировал современную управленческую политику, основанную на приоритете государственных интересов, неуклонного по вышения научно-технического потенциала производства, самодостаточности экономики предприятия, обеспечения социально-трудовой
стабильности в коллективе и формирования кадрового потенциала, способного работать в условиях переходной и рыночной экономики.
Возглавляя ФГУП «Адмиралтейские верфи» в годы смены социально-экономической формации в России — «перестройки» (начиная с 1985 г.) и 1990-е гг., он обеспечил бесперебойную работу завода и его эффективное развитие в новых экономических условиях. В названные годы им как руководителем был осуществлен ряд инициатив, уникальных для отрасли в целом, основанных на системном подходе к актуальным проблемам развития отдельного предприятия в составе судостроительной отрасли, адекватных условиям экономики переходного периода.
По инициативе генерального директора был организован Инженерный центр (1994) — собственное инженерное подразделение предприятия, которому были приданы многие функции КБ, с целью преодоления проблемной ситуации в области конструкторско-технологической подготовки производства по отрасли в целом в тот период.
В целях оперативной подготовки и повышения квалификации кадров, необходимых для поступательного развития производства, и в условиях стагнации общеотраслевой системы кадровой подготовки в эти же годы также по его инициативе на предприятии был организован Учебный центр, обеспечивший обучение и повышение квалификации как специалистов рабочих профессий, так и инженерно-управленческого персонала предприятия.
В развитие данных инновационных управленческих решений был организован также Институт морской техники и технологий (ИМТиТ) (2003) на базе филиала кафедры технологии судостроения СПбГМТУ,
открытой на предприятии годом ранее и возглавляемой самим генеральным директором, и Учебного центра предприятия. Здесь была начата целевая контрактная подготовка инженеров-специалистов для
предприятия, прежде всего, в области подводного кораблестроения.
Эти и целый ряд других эффективных управленческих решений в контексте их системы позволили предприятию неукоснительно выполнять государственный оборонный заказ для ВМФ России, инициировать строительство новейших дизель-электрических подводных
лодок проекта «Лада» для перевооружения отечественного подводного флота в XXI в., ежегодно инвестировать из собственной прибыли в опытно-конструкторские работы и техническое перевооружение
производства на основе планов технического развития, развивать строительство коммерческих нефтеналивных судов конкурентоспособных проектов для отечественных и зарубежных судовладельцев
и, как результат: обеспечить стабильность финансово-экономического положения предприятия, сохраняя более 8 тысяч рабочих мест при постоянной и своевременной выплате персоналу заработной платы,
прием на работу молодых специалистов из вузов и техникумов и повышение квалификации работников на собственной учебной базе, формировать управленческое звено предприятия и его резерв из
специалистов, прошедших специальную подготовку, включая обучение за границей.
Так ФГУП «Адмиралтейские верфи» под руководством В. Л. Александрова в 1990-е и в начале 2000-х гг. приобрело роль флагмана осуществляемых в стране экономических реформ.

Этому управленческому успеху немало способствовало то, что в начале 1990-х гг. В. Л. Александров приступил к собственным систематическим комплексным научным исследованиям в областях технологии и организации судостроительного производства, применения информационных компьютерных технологий в проектировании кораблей и управлении предприятием, повышения конкурентоспособности и экономической эффективности работы отечественных судостроительных предприятий. Основным мотивом научной деятельности генерального директора стала острая потребность в новых научных разработках, позволяющих конверсируемым судостроительным предприятиям адаптироваться к условиям переходной и рыночной экономики, сохранить высокий промышленный потенциал за счет развития гражданского транспортного судостроения.

Ситуация развития отечественной судостроительной науки на тот период не позволяла обеспечить решение таких актуальных задач. Итогом научных исследований, проведенных как лично В. Л. Александровым, так и под его руководством работниками ФГУП «Адмиралтейские верфи» и других предприятий отрасли в содружестве с учеными Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ), ряда НИИ и КБ, стали: защита им диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук на тему «Конструктивные, технологические и организационные проблемы повышения конкурентоспособности танкеров отечественной постройки на внешнем рынке» (1994) и доктора технических наук на тему «Совершенствование судостроительного производства и повышение его эффективности в новых экономических условиях» по специальности 05.08.04 «Технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства» (2000).
Своеобразным итогом названных и ряда других комплексных научных исследований, осуществленных под его руководством, стал также выпуск в свет коллективной монографии «Судостроительное предприятие в условиях рынка: проблемы адаптации и развития» (2002).
Этот труд явился пионерским и уникальным для судостроительной отрасли России в современных рыночных условиях C февраля 2011 г. В. Л. Александров является профессором на кафедре технологии и организации судостроительного производства и директором Института морской техники и технологии СПбГМТУ. Многосторонняя, эффективная инженерно-управленческая, а также
научная деятельность В. Л. Александрова получили высокое признание в судостроительном и инженерном сообществе С.-Петербурга и России. Результатом этого стало его избрание на целый ряд руководящих постов в ведущих общественных организациях, объединяющих судостроителей, инженеров, представителей отраслевой науки и промышленников и активно представляющих их интересы. Он являлся президентом Ассоциации судостроителей С.-Петербурга и Ленинградской области (2001–2015). В настоящее время — ее почетный президент. Был избран вице-президентом Санкт-Петербургского Союза промышленников и предпринимателей России (c 2002 г. по настоящее время). Впервые был избран президентом Общероссийской общественной организации «Российское научно-техническое общество (РНТО) судостроителей имени академика А. Н. Крылова» в 2002 г. и впоследствии переизбирался на этот пост (2007, 2012). Под его руководством был восстановлен общероссийский статус Научно-технического общества (НТО) судостроителей, во многом утраченный в 1990-х гг. В настоящее время организация является крупнейшим в России научным гражданским институтом и объединяет судостроительное сообщество Санкт-Петербурга и 8 региональных отделений.
Президент Общества строит его работу в качестве центра сохранения, генерации, накопления и передачи широкого спектра традиционных и новых знаний корпусу судостроителей для технического развития производства. Этот принцип реализуется через научную и практическую деятельность 26 постоянных секций РНТО. Специализация секций охватывает сегодня практически все области кораблестроения и судостроения, такие как: мореходные качества судов, проектирование судов, прочность и конструкции корпуса судна, судостроительные материалы и т. д. Работу секций возглавляют авторитетные ученые и специалисты ведущих научно-исследовательских организаций и предприятий судостроения.
В настоящее время под руководством В. Л. Александрова РНТО судостроителей готовится к очередному, V съезду Общества, где будут подведены итоги его деятельности в 2012–2017 гг. по основным и традиционным в последние десятилетия направлениям в соответствии со следующими регулярно решаемыми задачами:
• обеспечение общественного содействия мерам государственной поддержки российского судостроения;
• решение задач продвижения инновационных программ и технологий, обеспечивающих развитие отрасли;

• подготовка и переподготовка молодых инженерных кадров для судостроения;
• расширение международного сотрудничества в области инженерии и судостроения;
• активное сотрудничество ЦП НТО судостроителей с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) в части поддержки научно-технических разработок и развития интеллектуальных ресурсов в области морской деятельности.
Личной заслугой президента РНТО стало развитие под его руководством ряда направлений деятельности Общества, значимых для укрепления обороноспособности страны и военно-технического сотрудничества, развития перспективных ниш отечественного гражданского судостроения, подготовки инженерных кадров отрасли (с 2010 г. по настоящее время).
Группой ученых и специалистов разрабатывается система автоматизированного управления жизненным циклом отечественных неатомных подводных лодок, соответствующая так называемой CALS-технологии. В рамках проекта решены задачи развития автоматизированного проектирования подводных лодок на базе 3D моделей, генерирования на их основе цифровых баз комплектующего оборудования и запасных частей, формирования рабочей документации для организации производства, разработки графиков сервисного обслуживания, ремонта и утилизации. Высокая интеграция системы повысила экспортный потенциал российского вооружения и производственные возможности отечественного подводного кораблестроения, продемонстрированные на примере успешной экспортной и оборонно-промышленной деятельности ОАО «Адмиралтейские верфи», где данная система внедрена.
На основании анализа тенденций мирового рынка гражданского судостроения, экономического развития российской Арктики, состояния российского судостроения, а также опыта строительства танкеров ледового плавания В. Л. Александров обосновал приоритетность для российского судостроения рыночного сегмента судов арктического плавания, который, в частности, составляют ледокольный флот (особенно с АЭУ), транспортные и обслуживающие суда арктического класса. В данном направлении, используя результаты собственных исследований В. Л. Александрова, группы специалистов участвуют в решении проблем обеспечения ледовой прочности и надежности корпусов арктических судов и приемлемых условий обитаемости на них по вибрационным и акустическим параметрам, а также в разработке интеллектуальных систем обеспечения безопасности мореплавания в высоких широтах и нового поколения интеллектуальных тренажеров. Эта работа проводится в рамках координации деятельности Общества судостроителей с задачами, предусмотренными Государственной программой РФ «Развитие судостроения на 2013–2030 гг.»,
а также в развитие концепции кластера арктического судостроения в С.-Петербурге. Первые положительные результаты решения этих сложнейших задач получены при эксплуатации транспортных судов ледового класса, построенных в Санкт-Петербурге, и добычной платформы для арктического шельфа, сданной в Северодвинске.

Традиционно приоритетным направлением деятельности Общества является участие в повышении квалификации кадров судостроительной отрасли. Особый импульс этой работе был придан деятельностью
членов РНТО в рамках Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012–2014 гг., утвержденной указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. В развитие данного проекта лично президентом НТО был разработан алгоритм анализа и обобщения научной и инженерной тематики деятельности постоянных секций Общества, выявления наиболее их актуальных достижений и результатов с последующим включением в конкурсные учебные программы повышения квалификации инженерных кадров, разработанные в рамках президентской программы в СПбГМТУ. Собственная профессорско-преподавательская деятельность В. Л. Александрова в Университете способствовала эффективности данного направления работы.

Особое место в деятельности Общества и лично президента РНТО занимает работа в области истории отечественного судостроения, пропаганда выдающихся достижений и выдающихся личностей
в этой сфере, которую В. Л. Александров всегда определял как системообразующую для государственного строительства. В контексте этой деятельности силами Центрального правления Общества был
организован целый ряд мероприятий по празднованию 150-летия со дня рождения великого российского-советского ученого-корабела А. Н. Крылова на родине ученого и в С.-Петербурге (2013). В г. Чебоксары в ознаменование юбилея А. Н. Крылова установлен памятник ученому работы московского скульптора, Заслуженного художника РФ С. Щербакова (2015).
Плодотворная и разносторонняя научная и управленческая деятельность В. Л. Александрова в области судостроительной науки отмечена рядом почетных званий. Он избран: действительным членом (академиком) по отделению «Судостроение» Санкт-Петербургской инженерной академии (1993); действительным членом Санкт-Петербургской академии истории науки и техники (1999); действительным членом Российской инженерной академии по отделению «Машиностроение» (2001). Ему присвоено звание почетного профессора Технического университета г. Варны, Болгария (2002).
Подвижническая деятельность В.Л. Александрова на благо судостроения, флота и государства, которая осуществляется уже почти полвека, получила заслуженное признание и высокую оценку, отмечена целым
рядом государственных и общественных наград федерального и регионального значения, а также наградами Русской Православной Церкви.

Ему присвоено высшее в стране звание: Герой Российской Федерации (1998). Он награжден орденами: «Трудового Красного Знамени» (1985), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2010). Является лауреатом Государственной премии РФ в области науки и техники (1994). Награжден медалью «За трудовую доблесть» (1979). Отмечен Благодарностью Президента Российской Федерации (1999). Ему присвоено звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга» (2003).
Является обладателем почетных званий: «Заслуженный инженер России» (2000) и «Человек года» (2000). Отмечен памятными и почетными знаками: «Общественное признание» (2000), «Почетный работник
начального профессионального образования Российской Федерации» (2001), «Почетный судостроитель» (2003), «За заслуги перед Петербургом» (2004). Является лауреатом Национальной премии «Золотая
идея» (2001). Награжден рядом памятных и юбилейных медалей: «300 лет российскому флоту» (1994), «Петр Великий» (1994), «В память 300-летия Петербурга» (2003) и медалью И. Г. Бубнова ФГУП
ЦКБ МТ «Рубин» (2001). Отмечен медалью Русской Православной Церкви Даниила Московского (1996). Награжден орденами: Святого Преподобного Сергия Радонежского (2001), Святого Преподобного Даниила Московского (2004).