Секция 28. «Цифровые технологии в судостроении и судоремонте»
к.т.н., заведующий кафедрой вычислительной техники и информационных технологий, директор института информационных технологий. В 1983 с отличием окончил Ленинградский Кораблестроительный Институт и получил квалификацию инженера-исследователя механика по специальности гидроаэродинамика. В 1987 после окончания аспирантуры защитил кандидатскую диссертацию по теории корабля. С 1984 года и по настоящее время преподаёт в СПбГМТУ (ассистент, преподаватель, доцент, заведующий кафедрой) сначала на кафедре Гидромеханики, затем на кафедре Вычислительной Техники и Информационных Технологий. Организатор и первый декан Факультета Цифровых Промышленных Технологий университета. Организатор и с 2000 года – директор Института Информационных Технологий СПбГМТУ. Под руководством Липиса А.В. институт занял ведущие позиции на рынке научно-образовательных услуг в области внедрения и использования информационных технологий в отечественном кораблестроении. С 2022 года руководитель проекта «Цифровая кафедра» СПбГМТУ. Автор более 70 научных работ и 4 учебных пособий. Руководитель и участник десятков научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Разработанные с участием Липиса А.В. методические рекомендации успешно используются ведущими конструкторскими бюро и заводами отрасли при проектировании и постройке кораблей и судов различного назначения. Почетный Судостроитель. Член Экспертного Совета по управлению жизненным циклом корабля ВМФ. Член рабочих групп Государственной программы РФ «Развития судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений». Эксперт ПАО «Газпром» по информационным технологиям. Член Управляющего комитета ассоциации «Искусственный Интеллект в промышленности».
к.т.н., доцент, executive master of business administration, член-корреспондент Российской инженерной академии. Лауреат Всероссийского конкурса «Инженер года» в номинации «Судостроение». Награжден почетной грамотой Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, благодарностью Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, благодарностью Союза машиностроителей России, грамотой АО «Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт». Член Комитета по информационно-коммуникационным технологиям «Союз машиностроителей России», соруководитель секции «Цифровые технологии в судостроении и судоремонте» Российского научно-технического общества судостроителей имени академика А.Н. Крылова, член рабочей группы Минпромторга России «Технологии судостроительного производства. Информационные технологии в судостроении» («Судостроение») в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений», член индустриального центра компетенций «Судостроение» при Минцифры России. В 2011 году окончил магистратуру Санкт-Петербургского государственного морского технического университета по направлению «Кораблестроение и океанотехника». В 2013 году – кандидат технических наук по специальности «Проектирование и конструкции судов», спецтема, ВУНЦ «Военно-морская академия имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова». В 2018 году – получил диплом Executive MBA в MBA School, а в 2021 – ученое звание доцента по специальности «Информационно-измерительные и управляющие системы». В 2023 году утвержден членом-корреспондентом Российской инженерной академии. За время своей карьеры работал в таких организациях, как ФГУП «Крыловский государственный научный центр», АО «Объединенная судостроительная корпорация», АО «Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт», АО «Северное производственное объединение «Арктика», АО «ОСК-Технологии», Санкт-Петербургский государственный морской технический университет в инженерных, научных и руководящих должностях.
Внес значительный научный вклад в выполнение проектов и мероприятий, затрагивающих вопросы робототехники, судостроения и кораблестроения, управления жизненным циклом сложных технических систем, системного инжиниринга, цифровой трансформации судостроительной отрасли, форсайт-прогнозирования. Как наиболее значимые для отрасли можно выделить следующие проекты и мероприятия: — выполнение комплекса НИР и ОКР по спецтемам (ФГУП «Крыловский государственный научный центр»);
— разработка ряда перспективных типовых платформ необитаемых подводных аппаратов (ФГУП «Крыловский государственный научный центр»);
— обоснование облика и требований к системе управления жизненным циклом образцов вооружения и военной техники ВМФ (при Экспертном совете ВМФ);
— разработка концепции единого информационного (сетецентрического) пространства в обеспечение развития беспилотного транспорта (СПбПУ);
— разработка прототипа цифровой производственной системы верфи «Цифровая верфь» (АО «ОСК-Технологии»);
— разработка Стратегии цифровой трансформации АО «ОСК» и обществ Группы ОСК до 2030 года и Программы цифровой трансформации АО «ОСК» и обществ Группы ОСК на 2022-2024 годы (АО «ОСК»);
— организация и научное сопровождение комплекса мероприятий в обеспечение создания отечественной судостроительной системы автоматизированного проектирования тяжелого класса, в т.ч. формирование консолидированных требований различных судопроектантов (АО «ОСК»);
— организация и научное сопровождение комплекса мероприятий в обеспечение создания эталонных шаблонов бизнес-процессов постройки объектов морской техники и программно-аппаратного комплекса управления заводами и верфями судостроительной отрасли на их основе (АО «ОСК»);
— обеспечение эффективного функционирования Индустриального центра компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений, включая программно-аппаратные комплексы «Судостроение» (при Минцифры России, Минпромторге России);
— организация секции «Цифровизация в гражданском судостроении» в рамках ежегодной конференции «Информационные технологии в машиностроении» (ИТМаш).
Деятельность секции
Секция организована решением Протокола выездного заседания Президиума НТО № 1/2022 от 27 апреля 2022 года, первое заседание секции проведено 20 декабря 2023 года.
Работа секции акцентирована на решение следующих актуальных задач, стоящих перед российским судостроением:
1. Создание и внедрение отечественной цифровой экосистемы (обеспечение сквозной цифровой непрерывности) управления жизненным циклом морской техники и ее составных частей, опирающейся на основные принципы организационно-технической концепции «Индустрия 4.0»;
2. Разработка и внедрение специализированной отраслевой цифровой платформы, опирающейся на отечественное геометрическое ядро, обеспечивающее решение специфических задач проектирования сложных объектов кораблестроения;
3. Создание и внедрение новой процессной модели функционирования организаций и производственных предприятий судостроительного комплекса, учитывающей уникальный опыт отечественного кораблестроения, судостроения и судового машиностроения, лучшие мировые практики и перспективные возможности цифровых технологий;
4. Обеспечение цифровой доступности актуальных требований, норм и правил, необходимых для наиболее эффективного применения цифровых технологий при проектировании, постройке и обслуживании сложной морской техники стратегического назначения;
5. Организация систематических работ по обеспечению импортозамещения в рамках процессной модели функционирования организаций и производственных предприятий судостроительного комплекса, в том числе методами реверс инжиниринга;
6. Методическое и кадровое обеспечение внедрения и использования цифровых технологий при создании современной морской техники и ее составных частей на предприятиях судостроения и оборонно-промышленного комплекса.