Секция 22. «Малотоннажное судостроение»
Родился 18 июня 1936 г. в Ленинграде. Окончил Ленинградское высшее инженерно-морское училище (ЛВИМУ) им. адмирала Макарова (1959). Обучался заочно в Ленинградском кораблестроительном институте (ЛКИ) (1960–1964). В 1970–1973 гг. являлся аспирантом на кафедре гидрографии ЛВИМУ им. адмирала Макарова, проводил исследование по теме: «Влияние техногенных факторов на заносимость морских подходных каналов и разрушение гидротехнических сооружений (Дамбы и причалы)».
Некоторые места работы: инженер-гидрограф в Главном управлении Северного морского пути (1960–1964); старший инженер в ЦНИИ «Аврора» (1964–1967); электромеханик в управлении «Севрыбхолодфлот» (1967–1970); ст. преподаватель на кафедре гидрографии ЛВИМУ (1973–1974); штурман, старший помощник капитана на судах «Севрыбхолодфлот» (1974–1983); яхтенная судоверфь ВЦСПС, инженер (1983–1990). В 1990-х гг. работал в ряде коммерческих организаций, занимаясь проектированием яхт.
Член Географического общества СССР по секции океанографии (с 1970). Является членом Всесоюзного научно-технического общества судостроения (ВНТО) (ныне — Российское научно-техническое общество судостроителей им. акад. А. Н. Крылова) с 1958 г. Первоначально являлся членом секции «Мелкое судостроение» под руководством А. И. Павлова, доцента кафедры «Конструкция судна» ЛКИ. После ряда реорганизаций и переименований секции в 1986 г. по рекомендации А. И. Павлова был избран руководителем «Комитета малого судостроения» ВНТО — ныне секция «Малотоннажное судостроение», включающая в себя 6 подсекций.
Продолжает активно заниматься проектированием яхт (порядка 70 авторских проектов), популяризуемых через журнал «Катера и яхты». Разместил более чем 30 публикаций в данном издании. Получил многочисленные благодарности от пользователей его работ.
В 1934 г. при Центральном правлении Всесоюзного научного инженерно-технического общества судоходства и судостроения (ВНИТОСС) была создана специализированная секция мелкого судостроения, руководимая инженером Н. А. Крысовым. Работа велась в направлении совершенствования отечественного малого флота и повышения эффективности его использования. При отсутствии единого органа, руководящего малотоннажным судостроением, роль ВНИТОСС в объединении специалистов данного профиля и развитии данной области судостроения была особенно весома. До начала Великой Отечественной войны в 1941 г. было проведено четыре всесоюзных научно-технических конференции по данной проблематике. Секция МС ЦП ВНИТОСС работала над типизацией деревянных и металлических судов, внедрением поточных методов серийного производства и т. п. Результаты исследований и практических разработок в 1938–1941 гг. публиковались в издаваемом Обществом сборнике «Мелкое судостроение». Не упускалось из виду и спортивное судостроение — шефство ВНТО над которым с тех пор стало традиционным. В 1958 г. секция возобновила свою работу по инициативе доцента Ленинградского кораблестроительного института (ЛКИ) А. И. Павлова. В 1960 г. был открыт раздел «Мелкое судостроение» в журнале «Судостроение», который был трансформирован в 1963 г. в отдельный сборник «Катера и яхты», ставший вскоре периодическим изданием, выпускаемым до настоящего времени. По проблематике мелкого судостроения было проведено 6 всесоюзных конференций. Проводились конкурсы на лучшие проекты для серийного производства. Было организовано студенческое конструкторское бюро данного профиля при ЛКИ. Организовано четыре региональных структуры ВНТО по данному направлению: в г. Горьком, Владивостоке, Николаеве и Одессе.
Руководили секцией с момента ее основания: инженер Н. А. Крысов (1934–1941); доцент А. И. Павлов (1958–1985); инженер Г. С. Адриа нов (1985 — по настоящее время).
В настоящее время работа секции «Малотоннажное судостроение» Российского научно-технического общества (РНТО) судостроителей им. акад. А. Н. Крылова направлена на сбор информации и вовлечение в сферу деятельности по данному направлению проектантов, исследователей и строителей в малотоннажном судостроении. Ставится задача объединения специалистов страны в области малотоннажного судостроения и поисков возможности развития производства различных типов и назначения судов этого «класса». Особое внимание уделяется изучению, проектированию и конструкторскому сопровождению постройки многокорпусных парусных яхт в РФ.
Секция включает в себя 6 подсекций, которые проводят работу по следующим направлениям:
— Контроль технических решений и технологической дисциплины, обеспечивающих надежность продукции и безопасность человеческой жизни на воде. В связи с уходом из жизни ответственной за направление
— к. т. н. Маргариты Николаевны Барабановой (ФГУП ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, НИИ ЛОТ) деятельность по нему сегодня приостановлена;
— Средства движения и управления малотоннажных судов (движительные устройства стационарного и выдвижного типа, подруливающие устройства и др.). Ответственный — инженер Алексей Анатольевич Романовский (Научно-производственное предприятие «Морская техника»);
— Сбор банка данных по малотоннажному судостроению, современным материалам и технологиям. Ответственный — инженер Алексей Анатольевич Даняев (редакция журнала «Катера и яхты»);
— Парусные яхты. Ответственный — к. т. н. Василий Валентинович Алексеев (ООО «Квартет»). По данному направлению проводится активная работа по разработке национальных правил классификации и постройки, отвечающих современным международным требованиям;
— Суда служебного вспомогательного флота. Ответственный — заслуженный работник морского транспорта РФ, инженер Михаил Николаевич Никитин (ЗАО «ЦНИИМФ»);
— Гидроаэромеханика малотоннажных судов. Ответственный — к. т. н., доцент Александр Романович Бесядовский (кафедра «Гидро аэромеханика и морская акустика» СПбГМТУ). По данному направлению сделаны многочисленные публикации в журнале «Катера и яхты».
В числе наиболее активно работающих членов секции по соответствующей проблематике следует отметить следующих инженеров, судостроителей и ученых.
А. А. Романовский, член РНТО с 2010 г., зам. руководителя НПП «Морская техника»: разработка винто-рулевых устройств для малых судов, участие в международных выставках.
А. А. Даняев, член РНТО с 2010 г., главный редактор журнала «Катера и яхты»: сбор материалов по малотоннажному судостроению и популяризация научно-технических знаний.
В. В. Алексеев, член РНТО с 1986 г., к. т. н., учредитель и зам. руководителя, гл. конструктор ООО «Квартет»: разработка и внедрение через Морской регистр РФ правил классификации и постройки малых парусных судов, проектирование для РФ и зарубежных заказчиков малотоннажных судов различного назначения.
М. Н. Никитин, член РНТО с 1958–1959 г., начальник отдела ЦНИИМФ: участие в разработке и внедрении малотоннажных судов вспомогательного флота.
А. Р. Бесядовский, член РНТОС с 1987 г., доцент кафедры гидроаэродинамики СПбГМТУ: исследования, публикации по аэрогидромеханике малых судов и популяризация научно-технических знаний.
Помимо этого, членами секции проводится определенная международная деятельность.
По подсекции «Парусные яхты» в международных конференциях по данной проблематике регулярно участвует член секции к. т. н. А. Г. Назаров, руководитель Конструкторского бюро «Альбатрос». Руководитель секции Г. С. Адрианов также регулярно поддерживает контакты с зарубежными специалистами, имеет ряд публикаций в журнале «Multihulls» (США). В целом им разработано порядка 70 проектов малотоннажных судов, часть из которых представлена на нижеследующих изображениях и вызывает интерес у ряда зарубежных заказчиков и специалистов.
Серийный стеклопластиковый катамаран «Гардемарин-8», разборный для перевозки на трейлере за легковым автомобилем
Крейсерско-гоночный тримаран «Золотая Рыбка-9», композитной конструкции, складной и разборный для перевозки на трейлере
Самый маленький в мире крейсерский катамаран для Охотского моря, композитной конструкции, разборный для перевозки по железной дороге в 20-футовом контейнере
Концептуальная проработка катамарана из легких сплавов 12 метров длиной для испытаний движительных устройств НПП «Мортех»