Круглый стол «Перспективное аварийно-спасательного оборудования судов в Арктике» в рамках в рамках VII Международной конференции «Российское судостроение»

13 ноября 2020 года на базе Центрального правления Общероссийской общественной организации “Российское научно-техническое Общество судостроителей имени академика А.Н. Крылова” в рамках VII-ой Международной конференции «Российское судостроение» состоялся круглый стол «Перспективное морское аварийно-спасательное оборудование для применения в Арктике».

Актуальность проведения круглого стола обусловлена необходимостью:

  • проектирования, строительства, эксплуатации и ремонта спасательных средств кораблей, судов, морских платформ и других морских объектов, способных обеспечивать безопасность экипажа и пассажиров в экстремальных условиях;
  • применения новейших инновационных технологий для сведения к минимуму риска аварийных ситуаций и несчастных случаев;
  • нормативно-правового регламентирования применения средств спасания персонала и экипажей морских объектов добывающих компаний, аварийно-спасательных работ при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций в Арктике;
  • приведения в соответствие существующих средств и способов обнаружения, связи и поиска людей, терпящих бедствие, индивидуальных и коллективных средств спасания, средств эвакуации персонала и экипажей морских объектов компаний реальным природно-климатическим условиям Арктики.

Кроме того, как правило гибель людей на морских объектах происходит до прибытия спасательных судов к месту аварии судна. Поэтому роль аварийно-спасательного оборудования в обеспечении безопасности экипажа и персонала морских объектов во всех морских районах, в том числе и в Арктике весьма значительна.
Целью проведения круглого стола явилось обсуждение современного состояния и основных направлений развития морского аварийно-спасательного оборудования, включающего индивидуальные и коллективные спасательные средства, средства эвакуации персонала и экипажа, средства оказания помощи аварийному морскому объекту, средства ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и другие виды поисково-спасательной техники.
В круглом столе приняли участие представители НТО им. академика А.Н. Крылова, ФГУП «Крыловский государственный научный центр», АО «ЦКБ МТ «Рубин», АО «ЦКБ «Лазурит», ООО «Планета», АО «НПО Спецматериалов», ЗАО «ЦНИИ судового машиностроения», а также представители других организаций и предприятий, занимающихся разработкой судового аварийно-спасательного оборудования.
В докладе «Актуальные аспекты развития аварийно-спасательного оборудования судов в Арктике» руководителя секции «Поисково-спасательная техника и технологии» НТО судостроителей им. академика А.Н. Крылова д.т.н, профессора В.Н. Илюхина раскрыты основные направления развития судового аварийно-спасательного оборудования:

  • совершенствование нормативной правовой базы;
  • реализация программно-целевого подхода развития средств;
  • совершенствование моделей использования средств;
  • унификация оборудования и системы подготовки к его использованию.

В выступлении главного конструктора ФГУП «Крыловский государственный научный центр» к.т.н. В.И. Таровика «Проблемные вопросы использования технических средств коллективной эвакуации персонала с морских нефтегазовых сооружений в Арктике» дана оценка эффективности эвакуационных систем морских сооружений, определены технологические задачи в концепции аварийной эвакуации и предложены перспективные технические решения для временных убежищ, спасательных и дежурных шлюпок, спусковых устройств спасательных средств морских нефтегазовых сооружений на основе новой концепции выполнения спасательных операций при эвакуации персонала и экипажа авариного морского нефтегазового сооружения.
В докладе главного конструктора ЗАО «ЦНИИ судового машиностроения» к.т.н. Ю.Л. Бородина «Предложение по создание инновационного комплекса технических средств для обеспечения спасения и эвакуации экипажа и персонала морских стационарных платформ или плавучих буровых установок в Арктических морских условиях» обосновано выполнение ОКР «Разработка и создание инновационного комплекса технических средств (КТС) для обеспечения спасения и эвакуации экипажа и персонала морских стационарных платформ (МСП) или плавучих буровых установок (ПБУ) в Арктических морских условиях» (шифр «Эвакуация»). О последних инновационных разработках индивидуальных спасательных средств для различных ведомств рассказал представитель АО «НПО Спецматериалов» А.С. Пучков. Представитель ООО «Планета» М.А.Филиппов сообщил о разработке индивидуальных и коллективных комплектах выживания в Арктике, соответствующих Полярному кодексу и одобренных РМРС.
Общими рекомендациями, прозвучавшими во большинстве докладов и в выступлениях, по развитию судового аварийно-спасательного оборудования (АСО)являются:
1.Разработка единой технической политики развития судового АСО включающей:
⦁ планируемые и выполняемые ведомственные мероприятия по созданию АСО;
⦁ оптимальный типоряд АСО на основе оценки уровня решения задач АСО с учётом ведомственной специфики и оценки эффективности применяемых средств;
⦁ разработку требований по унификации спасательных средств;
2.Реализация программно-целевого подхода к развитию судовых спасательных средств на основе гармонизации государственных и ведомственных программ создания морской техники и выполнения инновационных разработок (ОКР «Эвакуация» и др.).
3.Актуализация национальных стандартов и ведомственных нормативных документов к средствам спасания морских судов на основе разработки обоснованных и одобренных РМРС дополнений к базовым требованиям в части учёта выполненных инновационных разработок и реальных природно- климатических условий Арктики.
Основным инструментом практической реализации данных рекомендаций должны стать «Стратегия развития Арктической зоны в обеспечение национальной безопасности Российской Федерации на период до 2035 года» (Указ Президента РФ № 645 от 26.10.2020г.), «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» (Указ Президента РФ № 164 от 05.03.2019г.) и «Стратегия развития морской деятельности РФ до 2030 года» (Распоряжение Правительства РФ от 30 августа 2019 г. № 1930-р ).