Секция 25. «Подводные технологии и гидронавтика»

Родился 19 сентября 1950 г. в Ленинграде. После окончания средней школы начал свою трудовую деятельность в 16 лет, поступив учеником токаря в ЦННИ «Гидроприбор» (1967). Поступил в Ленинградский политехнический институт им. М. И. Калинина (1968), в 1970 г. перевелся в Завод-ВТУЗ при Ленинградском металлическом заводе на смешанное обучение, одновременно работая на заводе им. В. Я. Климова — токарем 4 разряда, техником, инженером-технологом. Окончил Завод-ВТУЗ по специальности инженер-механик литейного и металлургического оборудования и производства (1975).

Перешел работать в Военно-морскую академию на должность инженера-исследователя в лабораторию диагностики двигателей внутреннего сгорания (1975).

Поступил на должность инженера-конструктора 1 категории в Отдел подводной техники НПИ «Гипрорыбфлот» (1979). Участвовал в создании ПЛБ «Бентос-300-2» (спущена на воду на Ленинградском Адмиралтейском объединении в1983 г.), БНК «Тетис-Н»: в проектировании, создании и испытании приборов и систем для данных подводных аппаратов (ПА).

Инженер-конструктор 1 категории во вновь созданном отделе технических средств морских геолого-разведочных работ (ТСМГРР) ВНИИ Океангеология ПГО «Севморгеология» (с 1982).

Отдел и ВНИИ были созданы и реорганизованы согласно приказу Министерства геологии СССР и Совета Министров СССР в связи с Постановлением ЦК КПСС и Совмина о программе «Урал» — «Создание судов и технических средств по поиску, разведке и добыче твердых полезных ископаемых (ТПИ) — железо-марганцевых конкреций (ЖМК) на морском дне Мирового океана» (1982). Работал в области создания, проектирования и испытания в море глубоководных пробоотборников, драг, грейферов, грунтовых трубок, погружных фото и ТВ-камер и донных спецстендов на новых гидростатических принципах работы на глубинах от 40 до 6000 м. Являлся некоторое время членом Совета главных конструкторов по программе «Урал».

В 1984–1994 гг. участвовал в проектировании и создании ряда оригинальных приборов и устройств для подводных аппаратов пр. 16811 «Русь» и «Консул».

С 1994 по 2002 г. работал в должности инженера-конструктора 1 категории в Инженерном центре ФГУП «Адмиралтейские верфи», продолжая работать непосредственно на строительстве первых отечественных ОПА 2-го поколения — батискафов пр.16810 «Русь» и «Консул».

Начиная с 2002 г., работал в Научно-исследовательской лаборатории повышения эксплуатационных качеств судов СПбГМТУ на должности ведущего инженера-конструктора по проектированию и  созданию прогулочного самоходного мускульного подводного аппарата «Голубой космос» водоизмещением 1,5 т с новым принципом движения — эффектом Конда. В 2010–2013 гг. работал в должности ведущего инженера лаборатории перспективных энергетических систем СПбГМТУ, участвовал в разработках по тематике перспективных энергетических средств для подводных технических средств и аппаратов.

В 2013 г. совместно с  коллегами (Черноморский филиал ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова — Севастополь) зарегистрировал некоммерческое предприятие по морским технологиям и культурно-историческим связям — «Морская ассоциация Санкт-Петербург—Севастополь» (зарегистрирована ЮГРЛ 31.01.2013 г.). С 2014 г. является президентом (руководителем) данной организации.

С 1979 г. — член секции «Глубоководные аппараты» Всесоюзного научно-технического общества судостроения им. акад. А. Н. Крылова. Участник четырех Всесоюзных конференций, проведенных секцией (1980, 1984, 1988, 1990 гг. в Ленинграде).

В октябре 2015 г. назначен руководителем секции «Подводные технологии и гидронавтика» Президиумом Центрального правления РНТО судостроителей им. акад. А. Н. Крылова.

Автор более 30 научных трудов, статей, докладов. Автор трех изобретений и патента в области подводного аппаратостроения, погружных гидрохимических датчиков на тяжелые металлы в воде для ПА, оптико-телевизионных подводных систем.

Имеет квалификации: водолаз 3 кл. 3 гр. спец. (1978); инструктор международного класса по дайвингу СМАS (1996); гидронавт-исследователь 3 класса.

Участник более 12 подводных экспедиций. Общее количество водолазных часов (пребывание на грунте) — 2300 час. Участник 5 научных рейсов и экспедиций. Общее количество подводных часов погружений на ПА с глубиной погружения от 40 м до 1200 м («Север-2») — 24 час.

В 1968 г. при Ленинградском областном правлении Всесоюзного научно-технического общества судостроения им. акад. А. Н. Крылова была создана секция «Глубоководные аппараты». Именно в этот период на Новоадмиралтейском заводе, вошедшем вскоре в Ленинградское Адмиралтейское объединение, строился первый советский (отечественный) глубоководный обитаемый подводный аппарат (ОПА) пр.1825 «Север-2» с глубиной погружения 2000 м.

Секцию возглавил к.т. н. Александр Николаевич Дмитриев, главный конструктор, начальник отдела № 13 — подводной техники ГНПИ «Гипрорыбфлот» Минрыбхоза СССР. Уже в первый год её работы коллективными членами секции стали более 40 профильных судостроительных, приборостроительных и прочих предприятий, организаций и вузов от Владивостока до Калининграда и от Мурманска до Севастополя, Батуми, Николаева и Одессы. Работа секции проводилась по всем научно-исследовательским и производственным проблемам, имеющим отношение к проектированию и  строительству обитаемых подводных аппаратов и всей номенклатуры изделий для подводной техники. Велась активная издательская деятельность по данному направлению.

А. Н. Дмитриев, гл. конструктор ГНПИ «Гипрорыбфлот», создатель проектов первых советских обитаемых аппаратов (ОПА) — «Север-2», ПЛБ «Бентос-300», «Тинро-2»

После А. Н. Дмитриева секцию возглавлял к. т. н. Р. А. Орлов, старший научный сотрудник ЦНИИ «Курс». Работа секции прекратилась в конце 1980-х гг.

Решение Президиума РНТО о создании секции «Подводные технологии и гидронавтика» принято на конференции Центрального Правления РНТО судостроителей в Севастополе летом 2015 г. Руководителем секции избран А. С. Гадалин. Секцию можно считать преемницей исторической секции «Глубоководные аппараты».

Секция «Подводные технологии и гидронавтика» планирует объединить все организации, куда входят отечественные гидронавты, а также привлечь к сотрудничеству судостроительные предприятия, где создаётся подводная техника. Деятельность секции планирует охватить все регионы России, связанные с изготовлением и эксплуатацией ПА, в том числе Черноморское побережье России. Базовыми регионами в этих целях являются: г. Севастополь, Санкт-Петербург, Калининград и Дальний Восток.