Секция 16. «Экология и безопасность в судостроении»

Родился 21 августа 1959 г. в Ленинграде. Окончил кораблестроительный факультет Ленинградского кораблестроительного института (ЛКИ) в 1982 г.

Является ведущим специалистом Крыловского государственного научного центра в области экологического обоснования проектов строительства и эксплуатации морских транспортно-технологических систем, морских объектов и морских операций на континентальном шельфе РФ.

Руководитель НИР в области экологической и промышленной безопасности, разработки нормативной и методической базы исследований в области экологической и промышленной безопасности, проектной документации по оценке воздействия на окружающую среду, охра не окружающей среды, оценке технических и экологических рисков.

Руководитель НИР НК «Лукойл», ПАО «Газпром» и их дочерних обществ по оценке безопасности и экологических рисков при проектировании морских объектов и судов, транспортно-технологических систем в Баренцевом, Карском, Каспийском и других шельфовых морях (платформа «Приразломная», Варандейский отгрузочный терминал, морские рейдовые комплексы в Обско-Тазовской губе и т. д.), проведения морских операций для отгрузочных терминалов в Печорском море, Обско-Тазовской губе, проектов «Сахалин 1 и 2». Являлся руководителем ОКР по Федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 г г. по концептуальному проектированию нового трубоукладочного судна для Арктики, технологических судов различного назначения.

Является pазpаботчиком программного комплекса по теоретической оценке гидродинамических качеств судовой поверхности, c использованием которого была проведена предбассейновая оптимизация формы корпуса для улучшения ходовых и общепpоектных качеств более 20 проектов транспортных судов. Ряд предложенных судовых обводов был принят к реализации в ЦКБ в составе технического проекта, а по проекту транспортного рефрижератора «Золотая долина» — к постройке. Руководил работами по разработке информационно-аналитической системы по анализу и обработке данных буксировочных испытаний перспективных судов морского и смешанного плавания.

Результаты научных исследований и  разработок Н. А. Вальдмана представлены в более чем 70 научных публикациях.

Эксперт Международной организации стандартизации (ИСО), Союза производителей нефтегазового оборудования (экологическое оборудование), эксперт в области экологической безопасности гидротехнических сооружений, эксперт международного проекта «Баренц-2020». В течение ряда лет преподавал в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете, Институте повышения квалификации работников судостроительной промышленности.

Является также экспертом в международном проекте «Баренц-2020», ТК 67/ПК 8 «Арктические операции» Международной организации по стандартизации (рабочие группы «Операционные выбросы с судов и морских установок на шельфе», «Оценка риска», «Экологический мониторинг»).

Руководитель работ по разработке и экспертизе отраслевых нормативных документов ПАО «Газпром» в области аварийно-спасательного обеспечения морских объектов на шельфе, проведения морских операций.

Cоавтор аналитических обзоров «Обеспечение экологической безопасности при морской нефтегазообыче в Арктике: нормативно-правовой аспект», «Состояние и перспективы развития морских электростанций с возобновляемыми источниками энергии».

Руководит секцией РНТО судостроителей им. акад. А. Н. Крылова «Экология и безопасность в судостроении», постоянный участник международных конференций и  семинаров, организатор работы круг лых столов по профилю научно-технической секции.

Был награжден бронзовой медалью ВДНХ. Н. А. Вальдману присужден грант Российского Фонда фундаментальных исследований.

Награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга», Почетной грамотой Министерства промышленности и торговли РФ.

Н. А. Вальдман пользуется заслуженным авторитетом и уважением в  Крыловском государственном научном центре, среди ученых и специалистов судостроительной отрасли, специалистов в области анализа экологических и промышленных рисков.

Деятельность секции «Экология и безопасность в судостроении» направлена на развитие перспективных направлений в области экологии и  безопасности при проектировании и  эксплуатации судов и морских установок, при проведении морских транспортных операций.

Приоритетными направлениями в деятельности секции являются:

— экологические обоснования проектов строительства и эксплуатации судов и транспортно-технологических систем, особенно с учетом условий Арктического региона;

— создание экологического оборудования для установки на судах и морских сооружениях;

— разработка нормативно-методического и информационного обеспечения в области оценки технических и экологических рисков. Разработка предложений для формирования подготовки научно-методической базы и гармонизации стандартов по промышленной безопасности и охране окружающей среде в Арктических морях;

— организация взаимодействия научно-исследовательских и производственных организаций в сфере обеспечения экологической безопасности проектирования и эксплуатации объектов судостроительной отрасли. В настоящее время разрабатывается новое направление в рамках программы «Импортозамещение».

Реализация данных направлений ведется членами секции посредством:

— организации круглых столов, семинаров и конференций;

— координации работ и взаимодействия c профильными экологическими отделами ведущих российских предприятий и организаций судостроительного кластера, а также предприятиями и организациями Минтранса России (Российский морской регистр судоходства, Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова, Московская Академия водного транспорта, СПБ ГМТУ, ФБУ «Морспассслужба» и др.).

Активная международная деятельность ведется членами секции в рамках международных проектов: «Баренц-2020» (рабочие группы по разработке руководящего документа по операционным выбросам и сбросам в результате работ на нефтегазовых объектах в Баренцевом море, включая сопутствующее судоходство, управление рисками основных угроз, рабочая среда при работе на морских объектах в Арктическом регионе, RU-NO  — российско-норвежское сотрудничество, а также в участии в деятельности подкомитетов Комитета по загрязнению морской среды Международной организации судостроителей).

Исследования проводятся по направлениям деятельности секции членами секции и приглашаемыми специалистами, в основном по месту своей основной работы. Результаты проведенных исследований регулярно докладываются и обсуждаются на конференциях, проводимых и организуемых РНТО, на семинарах секции, международных конференциях, на которых членами секции регулярно организуется работа Круглых столов по экологической безопасности (Конференция RAO/CIS OFFSHORE 2011 Круглый стол «Системы экологической и промышленной безопасности», RAO/CIS OFFSHORE 2013 Круглый стол «Анализ опыта создания системы экологической безопасности при освоении углеводородных ресурсов шельфа России», Международная выставка и конференция по судостроению и технологиям для освоения шельфа и Арктики OFFSHORE MARINTEK 2014 Круглый стол «Аварийно-спасательные работы как фактор обеспечения экологической безопасности в Арктике и на континентальном шельфе»).

В 2012–2015 г г. организованы семинары по актуальным вопросам в области строительства и эксплуатации морских судов и морских платформ, проведения морских операций и морских работ на шельфе: разработка мероприятий и технических средств для ликвидации разливов нефти в ледовых условиях; развитие возобновляемых источников энергии и роль судостроения в обеспечении строительства энергетических станций, использующих силу ветра и волн; новые требования к выбросам в атмосферу и сбросам в морскую среду с судов и морских установок; обеспечение безопасных условий жизнедеятельности экипажей судов и персонала морских установок; разработка эффективных методов, средств и технологий комплексного снижения шумов и воздействия физических полей на экипажи судов и объектов морской техники, а также совместный семинар с Экологическим информационным центром для предприятий.

Активное научно-техническое сотрудничество в рамках деятельности секции складывается c Российским морских регистром судоходства (отдел механического оборудования и систем — глав. специалисты В. В. Гришкин и В. В. Кондратьев, отдел организации экспертизы проектов морских нефтегазовых сооружений — зам. начальника отдела В. А. Карев), с СПБ научно-исследовательским Центром экологической безопасности РАН — профессор, д.  г. н. С. В. Викторов, c Центром по экологической безопасности ООО «Газпром ВНИИГАЗ», директор центра — к.  э. н. Н. Б. Пыстина, управлением ФГБУ «ВНИИ охраны природы», начальник управления — к.  м. н. И. П. Плетникова.

Активные участники заседаний секции и ее работы в целом: члены секции П. В. Староверов, зам. директора Северо-Западной экологической компании, проф., д.  г. н. В. Ю. Цветков, ректор СПб института повышения квалификации и переподготовки специалистов по природопользованию и охране окружающей среды, доцент, А. Г. Кореньков, заведующий отделом экологической безопасности морского транспорта ЗАО «ЦНИИ МФ» Г. Н. Семанов, главный эколог А. А. Иваньчин, заведующий отделом Е. С. Голуб, заместитель главного констуктора ЦКБ НТ «Рубин» В. Н. Комолов и к.  т. н., доцент О. В.  Соляков, проректор ФГБОУ ВО МГАВТ, к.  т. н. Б. С. Крылов, директор ИЦ предприятий, к.  т. н. Н. И. Петров, главный специалист ОАО «Акваплан», начальник группы отдела промышленной и пожарной безопасности OAO «Гипроспецгаз» В. В. Харитонов, главный специалист А. Н. Иванов, в.  н. с. Крыловского ГНЦ к.  т. н. А. Б. Разлетова, советник директора Балтийского филиала ФБУ Морспасслужба В. Ф. Ковалев.

В рамках производственной деятельности развивается сотрудничество с Управлением по промышленной и экологической безопасности ООО «Газпромнефть-Сахалин», нач. управления Б. А. Доценко, и профильными отделами ООО «Газпромнефть Новый порт», предприятиями ООО «Северное море» и «ГазТурбо».

Среди консультантов по специальным вопросам в области промышленной безопасности выступают Д. М. Гордиенко, к.  т. н — заместитель начальника отдела МЧС России ВНИИ ПО, А. В.  Мироньчев— начальник кафедры СПб университета ГПС МЧС России, Е. А.  Скребняк — отдел охраны окружающей среды Центра анализа рисков, Управление промышленной безопасностью и гражданской защитой ФБУ Морспасслужба, cпециалисты ООО «Cовкомфлот» («СКФ Арктика», СКФ «Юником СПб»).

В качестве ведущих специалистов с докладами и сообщениями на заседания секции приглашаются ведущие ученые и специалисты в области экологии и безопасности: д.  т. н., заслуженный эколог Ю. Г. Безродный — зав. отделом ООО «Лукойл  — Инжиниринг», проф. С. В.  Латухов — зав. кафедрой Государственного университета морского и  речного флота им. адмирала С. О. Макарова, профессор, д. т. н., зав. кафедрой СПбГПУ А. И. Альхименко и другие ведущие специалисты в области экологической и промышленной безопасности, безопасности жизнедеятельности.

Результаты исследований регулярно публикуются в научно-технических сборниках Российского морского регистра судоходства, Трудах Крыловского ГНЦ, ООО «Газпром ВНИИГАЗ», Трудах конференций, журналах РАН «Арктика. Экология и  экономика», изданиях ВАК «Морской журнал», «Морской вестник», «Транспорт РФ».