Секция 11. «Судового машиностроения»

Александров М.А.

Александров Михаил Александрович родился 29 декабря 1959 года в г. Ленинграде. После окончания средней школы в 1976 году поступил в Ленинградское Высшее военно-морское училище им.В.И.Ленина и в 1981 г. с отличием окончил дизельный факультет этого училища. Служил дивизионным инженер-механиком на строящихся кораблях проекта 1265.

После окончания с отличием 6 ВСОК ВМФ (1989 г.) служил в 1 ЦНИИ МО РФ, где прошел путь от младшего научного сотрудника до заместителя начальника управления корабельной энергетики и технических средств, радиационной, химической и биологической защиты кораблей. За время работы проявил себя специалистом с высоким уровнем теоретической и практической подготовки, владеющим современными методами исследования и умело применяющим свои знания в области обучающих систем и тренажеров, систем управления корабельными техническими средствами, корабельных энергетических установок на органическом топливе.

В 1997 году успешно защитил кандидатскую диссертацию по специальности 05.13.14 (Системы обработки информации и управления).

М.А. Александров – старший научный сотрудник (1998 г.), кандидат технических наук, автор более 50 научных трудов.

В 2006 г. и в 2008 г. был председателем Государственных комиссий по приемке первых российских корабельных газотурбинных двигателей М75РУ и М70ФРУ.

Награжден многочисленными грамотами, ценными подарками, медалями. Капитан 1 ранга.

После завершения службы в рядах Вооруженных Сил с сентября 2009 г. – в ЗАО «ЦНИИ СМ»: заместитель главного инженера, с 2013 г. – заместитель директора по проектированию, с августа 2016 г. – директор.

Руководитель секции «Судовое машиностроение» Российского и международного НТО судостроителей имени академика А.Н.Крылова, член редколлегии и постоянный автор журнала «Морской вестник».

На всех этапах своей работы проявил себя высококвалифицированным специалистом, обладающим хорошими волевыми качествами и организаторскими способностями, умеющим действовать в сложной обстановке и принимать грамотные решения.

Коллективными членами РНТО судостроителей им. акад. А.Н. Крылова, отмечающего в 2016 г. свой 150-летний юбилей, являются все ведущие судостроительные заводы России и  крупные отраслевые проектные организации, в том числе ЗАО «Центральный научно-исследовательский институт судового машиностроения (ЦНИИ СМ)».

Санкт-Петербург, будучи крупнейшим судостроительным центром России, является также одним из крупнейших центров судового машиностроения в России.

Среди 26 действующих при центральном правлении РНТО судостроителей научно-технических секций успешно работает и секция «Судовое машиностроение», созданная в 2005 г., головным предприятием для деятельности которой является ЗАО «ЦНИИ СМ». В разные годы секцию возглавляли руководители и сотрудники ЗАО «ЦНИИ СМ»: до 2008 г. — д. т. н., директор В. Ф. Суслов; затем — к. т. н., ученый секретарь В. Д. Завирухо; до 2014 г. — к. т. н. А. А. Арутюнян. В настоящее время секцию «Судового машиностроения» возглавляет к. т. н., ВрИО директора ЗАО «ЦНИИ СМ» А. В. Самсонов.

Секция «Судовое машиностроение» играет стратегическую роль в развитии и создании отечественных конкурентоспособных изделий судового машиностроения, участвует во внедрении широкого спектра инновационных продуктов и технологий наукоемкой судовой техники. На секции рассматриваются вопросы по созданию новых конструкций судовых механизмов, комплексов, гидроприводов, обсуждаются научные материалы по разработке и технологической подготовке производства изделий судового машиностроения и даются рекомендации к их публикации и внедрению. Рассматриваются диссертационные работы по профильным специальностям, проводятся экспертизы научных и технических проектов для представления на конкурсы по присвоению грантов.

Члены секции привлекаются Центральным правлением НТО к общественным слушаниям в качестве членов научно-технических советов при рассмотрении проектов, выдвигаемых на премию Правительства РФ, организуются семинары и конференции. Кроме того, важной тематикой, которая рассматривается на заседа ниях секции, являются проекты по комплексной автоматизации управления машиностроительных предприятий, автоматизации проектирования изделий судового машиностроения, информационным технологиям управления жизненным циклом изделий судового машиностроения.

В секции уделяют пристальное внимание и формированию кадрового резерва инженеров, развитию научно-технического потенциала молодых работников предприятий и совершенствования их профессионального мастерства. Так, в рамках работы секции «Судовое машиностроение», в 2015 г. на базе ЗАО «ЦНИИ СМ» с целью повышения профессионального уровня молодых специалистов был проведен обширный курс лекций по теме «Конструкции и особенности применения поршневых гидромашин в судовом машиностроении».

Не менее важной проблемой, над решением которой успешно работает РНТО, является выполнение членами секции системного анализа текущего состояния и долгосрочных перспектив развития как отечественного, так и мирового судостроения. В первую очередь это касается тех судостроительных предприятий и фирм, которые уже сегодня производят конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках наукоемкую продукцию и которые могут стать примером для устойчивого экономического развития отрасли.

В апреле 2015 г., по инициативе ЗАО «ЦНИИ СМ», в рамках работы секции по привлечению специалистов к решению проблем, которые поставлены руководством страны перед судостроительными предприятиями, состоялась конференция «Импортозамещение судового оборудования и новые разработки для работы на арктическом шельфе». На конференции присутствовали представители многих проектных и судостроительных предприятий, таких как: ФГУП «Крыловский государственный научный центр»; ОАО «ЦКБ МТ «Рубин»; 51 ЦКТИС; ОАО «Адмиралтейские верфи»; ОАО «Зеленодольское ПКБ»; ОАО «Невское ПКБ» и др. Были заслушаны 12 докладов по основным вопросам, которые ранее поднимались на рабочих заседаниях секции.

В 2016 г. молодые специалисты ЗАО «ЦНИИ СМ» представили работы для участия в конкурсе «Молодой кораблестроитель — инженер года 2016», который был объявлен РНТО судостроителей им. акад. А. Н. Крылова.

На совещаниях секции часто поднимаются и анализируются вопросы системы менеджмента качества в организациях, имеющих прямое отношение к государственному оборонному заказу. В частности, на рассмотрение выносятся такие вопросы как: улучшение системы менеджмента качества путем детальной проработки международных стандартов по СМК, внедрение дополнительных процедур при разработке продукции в рамках отдельно взятой организации. Рассматриваются итоги внедрения данных процедур, указываются все плюсы и минусы, актуальность и рентабельность. Пути разрешения таких вопросов отражаются в приказах и распоряжениях каждой отдельно взятой организации — участника секции. Комиссии по качеству в организациях носят обязательный характер.

Основными задачами секции являются:

— Определение и обоснование развития стратегических направлений научных исследований, проектных разработок и производства.

— Качественное повышение уровня научных исследований и опытно-конструкторских работ.

— Повышение уровня конкурентоспособности отечественных изделий судового машиностроения.

— Повышение эффективности научной, проектной, производственной и инновационной деятельности.

— Импортозамещение в судовом машиностроении.

Для достижения поставленных целей потребовалось решение следующих задач:

— Формирование стратегических и текущих вопросов научных исследований, проектных разработок и технологий производства.

— Комплексное решение научных проблем создания и эксплуатации изделий судового машиностроения.

— Определение и оценка перспективных направлений научных исследований в области судового машиностроения.

— Координация работы научных, проектных и производственных предприятий при выполнении комплексных и инновационных проектов.

— Рассмотрение современного состояния научных исследований, проектных разработок по важнейшим проблемам судового машиностроения в России и за рубежом.

— Рассмотрение предложений по участию в конкурсах федеральных и ведомственных целевых программ, а также в международных программах и проектах.

— Определение форм научно-технического сотрудничества с научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими, технологическими и производственными предприятиями с целью совместного решения важнейших научно-технических задач в области судового машиностроения путем создания инновационных проектов и технологий.

— Экспертиза и  оценка эффективности научных исследований, проектных разработок и изысканий и выработка рекомендаций по повышению эффективности научно-технической деятельности.

— Рассмотрение проектов стратегий, концепций, федеральных и отраслевых целевых программ в области судового машиностроения.

— Выработка рекомендаций по повышению квалификации, обучению и развитию научных и технических кадров.

— Формирование позиции секции по участию в российских и международных выставках, семинарах, форумах, конференциях.

— Участие, организация и проведение научно-технических, творческих конференций и семинаров, дискуссий, диспутов, выставок, с целью популяризации достижений в области судового машиностроения.

— Рассмотрение вопросов учета и защиты результатов интеллектуальной деятельности.

— Прогнозирование развития и совершенствования научно-технического потенциала судового машиностроения, определение приоритетных направлений развития, разработка предложений по модернизации его производственно-технической структуры.

Проведение секцией дискуссионных заседаний и участие в различных мероприятиях проходит под «патронажем» ведущей научно-исследовательской и опытно-конструкторской организации в России — Центрального научно-исследовательского института судового машиностроения. Судовое оборудование, созданное институтом, используется практически на всех судах военно-морского и гражданского флотов: от авианесущих и атомных подводных крейсеров, ледоколов, танкеров, сухогрузов до малых противолодочных кораблей, тральщиков, прогулочных катеров, а также на нефтедобывающих платформах.

В сферу деятельности института входят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, авторский надзор при изготовлении и испытаниях опытных образцов и выпуске серийных изделий судового машиностроения.

ЗАО «ЦНИИ СМ» разрабатывает и поставляет высококонкурентное судовое оборудование, в ряде случаев не имеющее аналогов в России:

— взлетно-посадочные комплексы для авианесущих кораблей;

— устройства приема-передачи сухих и жидких грузов между судами в море на ходу;

— подводные манипуляторные устройства с  дистанционным управлением;

— комплексы транспортировки корабельных вертолетов;

— рулевые машины;

— механизмы силовых приводов успокоителей качки для судов различного назначения;

— изделия систем гидравлики: аксиально-поршневые гидромоторы и насосы высокого давления; насосные агрегаты, гидроаппаратура;

— судовые электрогидравлические краны различной грузоподъемности, в том числе для нефтедобывающих платформ, плавкранов, крановых судов;

— палубные механизмы: шпили, лебедки, турачки, кран-балки и т.  д.;

— оборудование водоподготовки: обратноосмотические опреснительные установки; аппараты бактерицидные для обеззараживания пресной воды в системах бытового водоснабжения на судах и кораблях; блок фильтров для МЛСП «Приразломная»; судовое оборудование обезвреживания балластных вод и др.

Устройства передачи грузов в море на ходу и манипуляторные устройства отмечены Государственными премиями СССР и РФ.

Изделия, спроектированные специалистами института, комплектуются системами управления собственной разработки. ЗАО «ЦНИИСМ» имеет лицензию № 003133  ВВТ-О, выданную Федеральной службой по оборонному заказу, на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники.

На заседаниях секции «Судовое машиностроение» происходит обмен опытом в области правовой охраны, учета интеллектуальной собственности, создаваемой на предприятиях отрасли. Весной 2015 г. в ЗАО «ЦНИИ СМ» совместно со специалистами АО «ОСК» была проведена инвентаризация результатов интеллектуальной деятельности.

В ходе инвентаризации выявлены 474 объекта интеллектуальной собственности, отраженные в ведомости, согласно которой оригинальные технические решения защищены патентами РФ на имя ЗАО «ЦНИИ СМ», остальные решения, представляющие «секрет производства», охраняются в режиме коммерческой тайны. Все выявленные РИД имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность для предприятия, используются и планируются к дальнейшему использованию в хозяйственной деятельности ЗАО «ЦНИИ СМ».

Новейшие разработки изделий судового машиностроения находят свое отражение в научно-техническом сборнике «Судостроительная промышленность», издаваемом более 40 лет.

В ЗАО «ЦНИИ СМ» работают 12 кандидатов наук, 1 доктор наук, 5 заслуженных машиностроителей РФ, 1 заслуженный изобретатель РФ, 3 заслуженных конструктора РФ, 1 почетный судостроитель, 1 лауреат Государственной премии имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, 1 обладатель диплома Всероссийского конкурса «Инженер года».

Обладая мощным научно-техническим потенциалом, опытом и знаниями, институт активно помогает членам секции «Судовое машиностроение» ставить перед собой стратегические цели и успешно решать поставленные задачи.

За многолетний труд и неоценимый вклад в работу секции судового машиностроения и участие в решении задач, поставленных перед секцией, сотрудники ЗАО «ЦНИИ СМ» всегда отмечались руководством НТО им. акад. А. Н. Крылова многочисленными дипломами и почетными грамотами.

В настоящее время многие предприятия судостроительной отрасли выразили свою заинтересованность в принятии активного участия в работе секции «Судовое машиностроение». Составлен план работы секции на 2016 год. Основными вопросами для обсуждения на семинарах и круглых столах секции станут:

— Проблемы, перспективы и задачи отечественного судового оборудования;

— Проблемы создания оборудования судового машиностроения для работы в условиях низких температур;

— Создание современного оборудования водоподготовки;

— Импортозамещение в судовом машиностроении: анализ результатов и дальнейшие перспективы;

— Разработка новых подводно-подледных технологий исследование Мирового океана;

— Создание современных систем управления на отечественной элементной базе;

— Порядок обеспечения предприятий-изготовителей судового комплектующего оборудования конструкторской документацией.

Благодаря активному участию многих организаций и ответственному подходу в обсуждении и решении основных вопросов, возникающих перед отраслью, удается достигать положительных результатов, способствующих развитию российского судостроения.

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

От имени секции «Судовое машиностроение» и ЗАО «ЦНИИ СМ» от всей души поздравляем всех членов Российского научно-технического общества судостроителей им. акад. А. Н. Крылова со 150-летием!

Желаем процветания и успехов на благо Российского флота!

Во время работы конференции «Импортозамещение судового  оборудования и новые разработки для работы  на арктическом шельфе». 2015 г.